В Ялте установили колокол с теплохода «Армения»

В Ялте установили колокол с теплохода «Армения»

Фото: Татьяна Агаркова
Крымская газета
В Ялте установили колокол с теплохода «Армения»
Вторник, 07 ноября - «Крымская газета».

Через 80 лет разгаданы  тайны гибели  «Армении»

Вчера достоянием всей России стал уникальный артефакт – колокол (или туманная рында) взорванного в первый год Великой       Отечественной войны у берегов Ялты санитарного транспорта «Армения». На нём в это время находилось свыше пяти тысяч человек. Колокол теперь представлен  в экспозиции в Ялтинском историко-литературном музее. Его передали сотрудники Центра подводных исследований Русского  географического общества.

Спаслось всего восемь

В свой  последний рейс теплоход «Армения» вышел из Ялты 7 ноября 1941 года,  в 8:30. В 10:24  он был атакован немецкой авиацией и затонул.  На борту санитарного транспорта находилось не менее пяти с половиной тысяч человек: раненые, эвакуированные, медики. Но точное число погибших и спасшихся пассажиров и членов команды до сих пор не выяснено.

По свидетельствам немногих оставшихся в живых очевидцев трагедии, на причале Ялты в то утро творилось невообразимое… Спасаясь от немецкой армии, люди стремились попасть на последний отходящий теплоход. До сих пор специалисты исследуют обстоятельства трагедии. Что это? Цепь роковых случайностей или провокация? Транспорт с ранеными не должен был заходить в Ялту из Севастополя, а идти прямым рейсом на Туапсе. Зайдя в Ялту, капитан теплохода сильно рисковал, а выходя из города в светлое время суток, рисковал вдвойне. Через пару часов транспорт был атакован немецкими истребителями и, расколовшись надвое после взрыва, мгновенно ушёл под воду… Спаслось, по имеющимся сегодня данным, всего восемь человек… Гибель «Армении» стала одной из самых крупных морских трагедий Советского Союза.

На протяжении нескольких послевоенных десятилетий обстоятельства рокового рейса  оставались неизвестными. Разночтения в официальных документах, скупая и разрозненная информация в архивах, недоступность материалов, получивших гриф «секретно», противоречия в воспоминаниях свидетелей – всё это породило разные мифы и слухи о том, как и где погиб теплоход.

Жгучая тайна

Исследованием событий рокового рейса неофициально занялись ещё в советское время, и одной из первых собирать материалы о пассажирах и членах команды начала сотрудник Ялтинского краеведческого музея (ныне Ялтинский историко-литературный музей) Наталья Михайловна Гурьянова. В 1989 г. она принимала участие в составлении ялтинского раздела крымской Книги Памяти. В книге увековечены имена  погибших на «Армении», сведения о которых ей удалось разыскать.

С начала 2000-х годов делались попытки найти затонувшее судно.  И только в марте 2020 года российские военные моряки на судне «Селигер» обнаружили в Чёрном море неопознанное затонувшее судно. Оно лежало в пятнадцати милях от берега, на глубине 1500 м – это сверхглубина, недоступная для работы  водолазов. Для идентификации судна Министерство обороны пригласило специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). «Глазами» исследователей стал подводный робот, который в режиме реального времени транслировал изображение найденного объекта. Полученные во время погружения кадры сравнили с архивными изображениями «Армении» – особенности конструкций совпадали. Окончательно подтвердить тот факт, что нашли именно «Армению», позволил судовой колокол, сохранившийся на носу корабля. На нём чётко читалось название судна – «Армения». Вторая и третья экспедиции ЦПИ РГО в 2021 г. были посвящены более детальному исследованию останков теплохода, пролежавшего 79 лет под водой. Триумфом третьей экспедиции стал подъём корабельного колокола с глубины 1500 м.

Единственный артефакт

Подобная операция не имеет аналогов в мире по соотношению задействованных сил и полученного результата, ведь подъёмная операция проводилась фактически средствами, предназначенными лишь для осмотра. Группа инженеров изготовила специальное приспособление.  Подъём длился полтора часа, в течение которых было неизвестно, держится ли объект…

Сегодня, по словам исполнительного директора Центра подводных исследований Русского географического общества Сергея Фокина, колокол «Армении» навсегда останется единственным артефактом, указывающим на достоверность  трагедии 1941 года и подтверждающим место гибели именно этого теплохода.  По морально-этическим нормам затонувший теплоход считается братской могилой, и никаких дополнительных предметов со дна моря поднимать больше не будут. Символично, что колокол  остался навеки «немым» – его «язычок»  найти не удалось…

Сейчас специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества продолжают многотрудную работу, начатую несколько десятилетий назад сотрудником Ялтинского историко-литературного музея Натальей Гурьяновой. Они кропотливо собирают сведения о погибших, ищут родственников возможных очевидцев трагедии у берегов Ялты. За несколько лет им удалось значительно пополнить список погибших – от 156 до 840 человек. Это не только восстановление исторической правды, но и возвращение права на память погибшим и их родственникам.

Ялтинцы все эти годы хранили  память об «Армении». В день гибели теплохода на воду спускали траурные венки, проводили молебны в храмах… Вчера уже копия колокола «Армении»  появилась на стене часовни Новомучеников и Исповедников Российских на ялтинской набережной.

Факт

Колокол санитарно-транспортного судна «Армения» имеет вес 29,7 кг,  высота 39,5 см, диаметр 36,5 см. Сделан на церковном заводе, так как в начале 30-х годов XX века специально колокола на суда не отливали, а обращались в церковные мастерские.

За то, чтобы оригинал колокола «Армении» остался в Ялте, в историко-литературном музее, проголосовало большинство россиян, принявших участие в опросе, проведённом Русским географическим обществом.

Татьяна АГАРКОВА




По теме