Александра Васильевича Суворова по праву можно назвать лучшим тактиком всех времён и народов! 24 ноября (по новому стилю) исполнилось 295 лет со дня его рождения.
Непобедимый
Полководцев, не проигравших в своей долгой военной карьере ни одного сражения, можно пересчитать по пальцам. Дважды терпел поражения Юлий Цезарь. По несколько раз были биты Фридрих Великий и Наполеон Бонапарт. Великий карфагенский полководец Ганнибал проиграл решающее сражение при Заме. Лучшего полководца Чингисхана Субэдэй-багатура заманили в засаду и разбили волжские булгары.
Суворов же выиграл все битвы, в которых участвовал как самостоятельный командующий, а их, больших и малых, в его биографии насчитывается более 60! Кого из не битых ни разу полководцев можно поставить с ним на одну ступень? Александра Македонского? Спартанского царя Агесилая II? Легендарного атамана запорожских казаков Ивана Сирко? Возможно. Но ни один из них, даже Александр, не обладал столь стремительной реакцией на быстро меняющуюся обстановку боя!
Наиболее показателен в этом плане эпизод, случившийся в ходе блестяще выигранного Александром Васильевичем сражения при Рымнике. Перед атакой главного турецкого укреплённого лагеря, когда расстояние между противниками сократилось до дистанции ружейного выстрела, с обеих сторон грянули залпы. Поле боя мгновенно заволокло густыми клубами порохового дыма.
У Суворова было не более пары секунд на то, чтобы взглянуть на вражеские укрепления, пока они не скрылись в дыму. И этих мгновений ему оказалось достаточно не только для оценки ситуации, но и для принятия решения, не вписывающегося ни в какие стандарты и каноны военного искусства! Успев разглядеть, что турки ещё не до конца выкопали ров и не досыпали за ним вал, Суворов отдал парадоксальный приказ об атаке полевых укреплений… конницей! Его знаменитый «глазомер» позволил определить, что всадники вполне смогут преодолеть склон и ворваться на вражеские позиции.
Когда дым чуть рассеялся, ошарашенные янычары увидели в своих рядах, на гребне вала, ворвавшихся туда русских кавалеристов и оказались полностью дезориентированы. Ненадолго, конечно, но этого времени нашей пехоте хватило на то, чтобы без потерь преодолеть простреливаемое противником пространство.
Такая поразительная быстрота принятия совершенно нестандартного и сопряжённого с выверенным риском решения поистине уникальна! Ни в древней истории, ни в Средние века, ни в Новое и Новейшее время даже самые великие полководцы не демонстрировали ничего
подобного! Это позволило Суворову одержать грандиозную победу, ошеломившую всех военных теоретиков Европы. Не в первый раз и не в последний…
Секреты успеха
Не находя объяснения тому, как Александр Васильевич одерживает одну выдающуюся победу за другой, оте-чественные и европейские генералы и фельдмаршалы называли причиной его успехов удивительное везение. Сам Суворов, будучи человеком весьма честолюбивым, воспринимал подобные рассуждения с лёгкой, но нескрываемой досадой: «Раз везение, два везение, помилуй Бог, надобно и умение!»
На самом деле так называемое везение Александра Васильевича было следствием его глубочайших знаний в области теории военного искусства, правильно осмысленного личного боевого опыта, уникального природного полководческого таланта и способности принимать единственно верные решения в темпе блиц.
Нельзя, однако, забывать о том, что и самый блестящий полководец вряд ли одолеет врага, командуя плохо обученными солдатами. Поэтому Суворов готовил подчинённых в соответствии со своим правилом: «Тяжело в учении – легко в бою». В ходе боевой подготовки и полевых учений он допускал даже некоторые потери среди личного состава! «Четыре, пять, десять человеков убью; четыре, пять, десять тысяч выучу», – говорил он.
Но при этом Суворов уважал солдата, а подчинённых офицеров и генералов наставлял: «Люби солдата, и он тебя любить будет». Никакого противоречия в этих двух его высказываниях нет. Несчастные случаи на проводимых им учениях были следствием их интенсивности и приближённости к условиям реального боя, что впоследствии сохраняло жизни тысячам «выученных» солдат. Они это понимали. И боготворили Суворова!
Сравнение с Наполеоном
Во время Итальянского похода в ходе знаменитого сражения при Треббии имел место примечательный момент. Русские солдаты, теснимые на одном из флангов французами, вмиг преобразились при виде подъехавшего к ним Суворова и перешли в решительную контратаку. Ошеломлённые противники подумали, что в бой вступили свежие силы русских и в полном расстройстве отступили.
Ставший очевидцем сражения тайный советник Егор Фукс был несказанно удивлён переменой, произошедшей в солдатах. Желая постичь, откуда у измождённых людей взялись силы для контратаки, Фукс обратился с этим вопросом к Вилиму Дерфельдену. Ответ генерала поразил его ничуть не меньше. «Присутствие Суворова на поле боя заменяет 30 тысяч человек», – без тени пафоса пояснил Вилим Христофорович…
Несколько позже французы говорили то же самое о Наполеоне Бонапарте. История распорядилась так, что двум полководцам не довелось померяться силами в битве друг с другом, поэтому до сих пор ведутся споры о том, кто победил бы в случае, если бы примерно равные по численности армии под командованием Суворова и Наполеона сошлись в сражении.
Сам Александр Васильевич в состоявшейся перед началом Итальянского похода беседе с будущим французским королём Людовиком XVIII сетовал: «Бог, в наказание за грехи мои, послал Бонапарта в Египет, чтобы не дать мне славы победить его».
Кто-то может сказать, что это самоуверенность или, по крайней мере, всего лишь слова самого Суворова. Но через несколько лет французский маршал Жак Этьен Макдоналд, видевший обоих великих полководцев в деле, очень прозрачно намекнул в частной беседе русскому послу, что ставит Суворова выше Наполеона. Это, конечно, тоже субъективное мнение, но имеется и реальный факт…
Менее чем через месяц после смерти Суворова состоялась знаменитая битва при Маренго. Вернувшемуся из Египта Наполеону противостоял австрийский фельдмаршал Михаэль фон Мелас, состоявший у Суворова заместителем во время его Итальянского похода и без претензий смотревший на Александра Васильевича снизу вверх. И он разбил Наполеона!
Репутацию будущего французского императора спас генерал Луи Дезе, поспевший Бонапарту на помощь. Внезапно атаковав австрийцев, уже совершенно расслабившихся и преследовавших отступающих французов строем походных колонн, он позволил побеждённым соотечественникам перейти в контрнаступление и разгромить рано восторжествовавшего врага. Сам Дезе в том сражении погиб, но на много лет отсрочил первое крупное фиаско великого корсиканца…
А вот Суворов поражений не знал! Он не особо блистал как стратег. Долгое планирование военной кампании, попытки предугадать всё и вся были ему не по душе. Но как тактик Суворов не имеет себе равных в мировой истории. Он – величайший из великих!
Сергей КОЛДИН.




