В крымской столице, в Доме-музее Ильи Сельвинского, открылась выставка «Родных широт чарующая сила». Она знакомит посетителей с произведениями акварелиста Гуго Шауфлера и его ученика – живописца Артёма Пучкова.
Волнующая акварель
– Мне было лет 15–16, когда я увидел афишу Гуго Вильгельмовича Шауфлера возле художественного музея. Заинтересовала странная фамилия. Зашёл и был поражён акварелями. Попросил помощи у своей мамы, чтобы она на встрече с художниками нас познакомила. А он откликнулся, пообещал, что будем вместе ходить на пленэры, писать этюды. Так всю жизнь и проходили, – вспоминает о начале многолетней дружбы Артём Пучков.
Как рассказывает художник, вместе с учителем они много работали на открытом воздухе и писали акварелью. Взросление и творческое становление привело к тому, что ученик постепенно перешёл на живопись маслом, то есть поднялся на ту ступень, от которой по разным причинам отказывался его наставник. Тем не менее знакомые Гуго Шауфлера отмечают: тот не раз признавался, что у его акварели дух действительно совершенно иной – она для него словно масло.
– Шауфлер учил не живописи в принципе, а скорее некоторому мироощущению. У него был другой подход к образованию. Всё время листал какие-то альбомы, показывал вырезки из журналов: это немецкие художники, норвежские... То есть он расширял мой кругозор, а потом мне надо было выбрать путь свой, – рассказывает Артём Пучков.
С огромным уважением наш собеседник относится к своему учителю, и данная выставка – очередное свидетельство его благодарности за раскрытие потенциала и таланта того молодого человека, которым некогда был Артём Пучков.
– Мы поддерживали буквально родственную связь. Это родственник, а не просто учитель, – говорит он.
Пейзажи радости
Как отмечают искусствоведы, выставка особенно хорошо даёт прочувствовать преемственность, возникшую между живописцами. Работа на пленэре требует невероятного исполнительского мастерства для художника-реалиста. Световоздушная среда вокруг меняется мгновенно, а задача творца уловить все эти нюансы игры света и тени. Акварель же – настолько тонкая и сложная техника, что не позволяет что-либо переписывать. Поэтому от мастера требуется особая точность, обострённая способность чувствовать и воспринимать эти переходы, дыхание природы. В данном случае у Артёма Пучкова, что называется, глаз акварелиста, который с предельной точностью к деталям, очень тонко передаёт сюжеты, выхваченные из взволновавшего его пейзажа.
На презентации выставки демонстрировался фильм, который показал сам процесс создания этюда, подтверждающий виртуозное владение кистью и удивительную чуткость живописца. Зрелище предельно завораживающее: гордо и величественно поднимается в синеватой дымке горная вершина, её подножие окаймляет малахитовый лес, а к ногам зрителя расстелена полянка с перемигивающимися огоньками цветов... Окошко в мир неповторимой крымской идиллии.
В связи с этим искусствоведы отмечают ещё одну общую черту, присущую учителю и его ученику: их произведения излучают радость. Они говорят не только о солнечном состоянии души автора, влюблённости в окружающий мир, но и о способности сохранять это возвышенное чувство и передавать его своему зрителю. Разумеется, чтобы ощутить и впитать это счастье, достаточно посетить выставку произведений Гуго Шауфлера и Артёма Пучкова в Доме-музее Ильи Сельвинского до 21 ноября.
Цифра
Более 800 художественных работ создал Гуго Шауфлер, половина из них относится к крымской серии. В том числе 46 акварельных работ, которые хранятся в Центральном музее Тавриды.
Факт
Во время работы в «КрымНИИпроекте» в 1978–1985 годах Гуго Шауфлер принимал непосредственное участие в разработке и воплощении масштабных строительных проектов. Он был автором генерального плана и проекта детальной планировки и застройки Симферополя и Керчи, а кроме того, разрабатывал жилые микрорайоны и кварталы в Феодосии, Керчи, селе Марьяновка Красногвардейского района.
Борис СЕДЕНКО