В Крыму открылась выставка картин Якова Басова: сколько стоят его работы в интернете и в каких городах можно увидеть творчество мастера

В Крыму открылась выставка картин Якова Басова: сколько стоят его работы в интернете и в каких городах можно увидеть творчество мастера

Фото из фондов Ялтинского историко-литературного музея
Крымская газета
В Крыму открылась выставка картин Якова Басова: сколько стоят его работы в интернете и  в каких городах можно увидеть творчество мастера
Пятница, 02 февраля - «Крымская газета».

«И я сам - Крым…»

В выставочном конференц-зале Алупкинского музея-заповедника открыли выставку работ народного художника Украины и Почётного гражданина Алупки Якова Басова (1914-2004). Экспозиция, которую составили более 80 работ из фондов учреждения, приурочена к 110-й годовщине со дня рождения мастера. Она будет открыта до конца апреля. 

Полвека красоты

Приятно поражает и хронологический спектр представленных произведений: от ранних картин маслом 1930-х годов до акварелей и рисунков 1990-х, поступивших в фонды музея в разное время. Таким образом, выставка позволяет оценить более чем полувековую эволюцию живописца.

- Басов наиболее тесно связан с Алупкой, где построил мастерскую в Приморском переулке, двери которой были открыты для всех ценителей прекрасного, - напомнили в музее. - Художник создал целую сюиту картин маслом и акварелью, посвящённых Алупке, и теперь есть уникальная возможность видеть её разрушенные со временем здания и утраченные ландшафты. Впоследствии город наградил своего художника: ему первому присвоили звание почётного гражданина Алупки. Кроме крымских пейзажей, кисти Басова принадлежат многочисленные виды Санкт-Петербурга, городов Прибалтики, пейзажи Русского Севера и Сибири. Менее известен, хотя и не менее талантлив он был как мастер натюрморта и портрета.

В наступившем юбилейном году, по словам сына художника и популяризатора его творчества Александра Басова, с 3 февраля в Кореизской библиотеке-музее открывается выставка работ отца из коллекции Александра Яковлевича «Два города в одном сердце». В экспозицию вошли произведения, посвящённые Санкт-Петербургу и Севастополю.

- Шестого февраля в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке имени Франко открывается большая выставка, восемьдесят работ, там будет представлена и живопись, и акварель, - добавил Александр Басов. – На протяжении года выставки запланированы в различных крымских музеях, в том числе в Керченской картинной галерее, на территории Генуэзской крепости в Судаке, в Доме-музее академика Алексея Бекетова в Алуште. В сентябре, в частности, намечена выставка в Музее Александра Грина в Феодосии.

«Кислородная подушка»

Басов умер ровно за 10 лет до исторического референдума, на котором его земляки крымчане сделали долгожданный исторический выбор. Ему было девяносто лет - возраст, вполне соразмерный с внушительным масштабом и его таланта, и самой личности. А десять лет назад, когда победивший в Киеве майдан грозил кровавым ураганом обрушиться на воспетый художником полуостров, в родном для Басова Симферополе широко отмечали его столетие. Потому что и сам этот «солнечный художник», как Якова Александровича называли современники, и его творчество - неотъемлемая часть крымской истории. Уже признанным художником он признавался: «Детство впаяло в меня «мой» Крым. Дворики, улочки, яркость людей и жгуче голубое небо. Больше ничего не было... Я - крымский художник... Крым во мне и я сам - Крым...».
Яков Басов был убеждён, что «вышел на цвет». 

- Цвет, как мне кажется, истинный, - считал он. - Не тот локальный, каким увлекаются художники, локальный - механический, без жизни, без воздуха. Я вижу цвет в его живой структуре, тёплый, единственно сущий. Он не накрашенный, он - сама природа.

В удушающей атмосфере современного мира, где отнимающий свободное дыхание ковид соседствует с усиливающейся день ото дня угрозой ядерной (равно последней) войны, по-особому звучит признание сына художника Александра Басова:

- Для меня в самые тяжёлые моменты жизни просто прикосновение к его работам - как кислородная подушка. Я просто бросался перебрить его работы, смотрел - и приходил в себя. Настолько животворяще его творчество!..
По словам Александра Яковлевича, всю жизнь отец был окружён друзьями, работал для людей и всем своим творчеством утверждал, что искусство делает человека лучше, благороднее, искреннее, счастливее. 
- Он и книгу свою назвал «Творчество - это судьба», - отметил Александр Басов. - Работал непрерывно, страстно, эмоционально, всецело отдаваясь творческому процессу. Столь же искренне и щедро дарил свои работы. С гордостью могу сказать, что ныне его произведения находятся в более сорока музеях России и Украины, в частных коллекциях Японии и Соединённых Штатов Америки. А в его любимой Алупке, где мастер вдохновенно трудился более полувека, на основе целой коллекции картин, подаренных им городу, в конце прошлого века открыли музей. Для меня систематизация и популяризация творческого наследия отца не долг и не повинность, это счастье чистой воды.

На войне - «ни мазка»

Яков Александрович Басов родился в Симферополе. Основы художественного образования получил в студии академика батальной живописи Николая Самокиша, затем, в 1933-1938 годах, в Ленинградском институте живописи, скульптуры, архитектуры в мастерских Павла Наумова, Дмитрия Кардовского, Василия Шухаева. Позже признавался, что в Академии «начал хиреть, как растение, попавшее не в свою почву». С 1935-го участвовал в выставочной деятельности. Завершив учёбу, работал в Ленинграде. Прошёл всю Великую Отечественную войну, за время которой, по собственному признанию, «не сделал ни единого мазка» - считал кощунством в такое время писать ярко и красочно. Старший научный сотрудник Алупкинского дворца-музея Надежда Ковалевская рассказывала, что Яков Александрович поведал ей, что окончил Ленинградское военно-инженерное училище имени А.А. Жданова и встретил Победу в звании капитана инженерных войск.
С 1946 года Басов жил и работал в Крыму.

- Наша семья прожила год в Симферополе, - вспоминает сын художника Александр Басов. - Отец побывал в Севастополе, Алупке, Ялте в поисках постоянного пристанища. Выбор пал на Алупку: это был живописный уголок. К тому же, моя мама (Людмила Басова, в девичестве Борштейн, вдова поэта Бориса Корнилова. - Ред.) ещё с войны болела туберкулёзом, и ей нужен был целебный воздух. Поначалу меняли жильё, а потом обосновались в доме на улице Приморской, в шестидесяти метрах от моря. Там же построили творческий кабинет, где работал мой отец.

Подруга Людмилы Григорьевны редактор Мара Довлатова вспоминала, как в 50-х годах прошлого века вместе с писательницей Ольгой Форш, писателем Юрием Либединским и его супругой Лидией Борисовной навестила жившую в Алупке подругу.

- Люся была так счастлива приездом родных ей ленинградцев, что разволновалась до слёз, - рассказала Мара Степановна. - Соскочив с постели, в длинном халатике голубого цвета, тонкая, бесплотная, с глазами большими, как на иконах, она увела нас в мастерскую Басова - показать его картины. Это были хорошие картины. На холстах Басова было столько солнца, море было таким многообразным, таким многокрасочным. Пейзажи Крыма - цветущий миндаль, осенние виноградники, цветы, плоды, а главное, люди - все картины художника Басова были объединены особым восприятием мира - светлым, радостным, даже нарядным, если можно так выразиться.

Кстати 

Судя по предложениям в интернете, акварель мастера размером 43Х40 см можно приобрести за 15 тысяч рублей. Вместе с тем, выполненные маслом на холсте пейзажи Басова «У Михайловского замка» и «У дома» выставлены на продажу за 210 тысяч и 240 тысяч рублей, соответственно

Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме