Смо́трите ужасы, уютно устроившись под пледом с чашкой какао, будто это медитация? Почему нас так тянет к мраку, как работает эта любовь к страху и кому какие жанры показаны – в этом «Крымская газета» разбиралась с экспертами.
СТРАШНОЕ ДЕЛО
Интерес к ужастикам только растёт: в этом году они заняли пятую часть из двадцати самых кассовых фильмов мира. По данным ВЦИОМ, почти половина россиян – 45% – выбирают мистику, триллеры и фильмы ужасов. Последние уверенно держатся в топах, особенно среди молодёжи, и моментально переходят в обсуждения и мемы. Кажется, маркеры внимания сегодня такие: чем сильнее бьёт по нервам, тем лучше распространяется. Но вопрос не только эстетический. Что делает с нами культ страха? Почему именно сейчас массовая культура всё резче сдвигается в сторону жестокости и может ли это быть полезным для психики?
Например, всё больше исследований говорят о пользе умеренного испуга. Китайские учёные недавно заявили: фильмы ужасов могут снижать симптомы расстройств настроения. Страх растёт одновременно с удовольствием, а контролируемый испуг отвлекает мозг от депрессивных мыслей.
И это не единственное открытие. Учёные отмечают целую серию потенциальных психических бонусов: безопасная симуляция опасности, возможность наблюдать собственные эмоции под присмотром, помощь тревожным людям, которым важен внешний источник объяснения телесных ощущений. Фильмы ужасов дают редкую возможность «потрогать» свой страх в безопасных условиях, и это повышает эмоциональную устойчивость. Иллюзия контроля тоже играет роль: можно закрыть глаза, перемотать сцену, поставить фильм на паузу, а мозг считывает это как «я управляю ситуацией». Для некоторых зрителей такие переживания становятся способом изучить свою тёмную сторону – психику, сексуальность, агрессию.
Бритaнский психолог Малкольм Шофилд объясняет: зритель чувствует контроль, потому что знает, что страх нереален. Именно это снимает стресс. Лоури Даутвейт-Уолш добавляет: фильмы ужасов открывают доступ к тем частям человеческой психики, куда в обычной жизни люди и не заглядывают. Команда исследователей из Университета Нинся в работе «Парадокс страха» пришла к выводу: добровольный поиск страшных впечатлений вызывает временные изменения в мозговых сетях, похожие на паттерны депрессии, но в безопасной форме, без разрушительных последствий.
УЛОВКИ ПСИХИКИ
Но это работает не для всех. Фильмы ужасов полезны зрителям с уже сформированными навыками эмоциональной регуляции. У таких людей вымысел не сливается с реальностью. Они используют жанр как тренировку: возник стресс – провели через себя – восстановились – повторили. И это реально снижает фоновую тревогу и даёт ощущение господства над эмоциями. У людей с травматическим опытом ужастики могут укреплять убеждение, что мир опасен и хаотичен. Частое потребление шока способно усиливать тревогу, нарушать сон, запускать новые фобии.
Владимир Строевский, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по психотерапии Минздрава Крыма, подтверждает:
– Стресс может быть полезным. По Селье, кратковременная стрессовая реакция мобилизует организм и повышает устойчивость. Поэтому некоторые люди действительно используют ужасы как встряску.
Он отмечает, что стремительный рост интереса к документальным фильмам о маньяках – отдельная история. Действительно, подобные картины собирают по 15–20 миллионов просмотров.
– Как правило, это смотрят люди, погружённые в рутину. В жизни мало поворотов, и они ищут встряску в чужих историях. Это контраст. Когда всё слишком спокойно, хочется резкости. Когда слишком плохо, тоже хочется резкости, но другой. Инь-янь в чистом виде, – говорит врач.
Владимир Строевский подчёркивает: психотравма – субъективное понятие. То, что для одного ужас, для другого – обычное событие:
– Волновать может даже обычная сюжетная линия с нарастающим напряжением, если она попадает в уязвимое место психики. А уж если речь о циничных, аморальных сюжетах, то пользы здесь мало. Важно качество контента. Да, даже истории об обаятельных негодяях могут быть привлекательны – эстетика многое определяет.
Говоря о возможном терапевтическом эффекте, он уточняет:
– В ряде практик действительно используется контакт с триггером, чтобы заново изучить страх и увидеть его безопасные стороны. Похожий принцип применяют в VR-терапии фобий. Но лечить себя фильмами – сомнительная идея. Фильмотерапия работает только с последующим разбором.
Врач-психотерапевт Ольга Титова куда категоричнее. Опасность, по её словам, возникает при сочетании следующих факторов: уязвимость, отсутствие навыков саморегуляции и регулярная экспозиция к шоку.
– Для таких людей страшное кино не тренировка. Это удар, – отмечает Ольга Титова. – Кортизол держится на высоком уровне, сон ухудшается, тревога растёт, навязчивые мысли усиливаются. Подростки и люди с ПТСР особенно уязвимы. Психика у всех разная. Какой-то особой пользы, кроме интересного времяпрепровождения, иногда совместного, я не вижу. А вот вреда при эмоциональной лабильности и внушаемости – предостаточно. Нарушение сна, вегетативные реакции, мрачные мысли. Проблема не в жанре, а в извращённых смыслах, разрушенных ценностях, романтизации ненормального поведения. Размытие границ между нормой и патологией опасно. Особенно для незрелой психики.
КРОВЬ И КРИК
Современная культура в целом сдвигается в сторону жёсткости. Причины разные: конкуренция платформ, алгоритмы, нормализация насилия, эмоциональная усталость общества, потребность в резких эмоциях. Чем сильнее напряжение в мире, тем больше насилия в медиа. Медиарынок нащупал этот нерв и продолжает на нём играть. Очевидно, что эстетика «прекрасного» уходит на второй план, на переднем – волнующее, мрачное и безобразное.
Мы спросили, что всё это говорит о состоянии общества.
– Шоковые форматы были всегда. Вспомните Элиса Купера и Мэрилина Мэнсона. Шок – это способ удивлять. И при этом эстетика остаётся. То же самое – классические хорроры, Винсент Прайс, «Триллер» Майкла Джексона. Везде есть стиль, вкус, идея, – объясняет Владимир Строевский.
Титова подтверждает.
– Пугающий контент всегда был востребован. Это быстрое удовольствие для мозга, но в больших дозах – эмоциональный «запой».
Не могли не поинтересоваться, что же смотрят сами психотерапевты.
- Больше читаю. Люблю Достоевского, Азимова. Недавно дослушала Богомолова “Момент истины”. С детства люблю книги и фильмы про разведчиков, - отвечает Ольга.
Владимир тоже ужасы не смотрит:
- Я каждый день сталкиваюсь с чужим горем и слезами, сложными человеческими историями. Возможно поэтому отдаю предпочтение комедиям и байопикам..
БУ! ИСПУГАЛСЯ?
* Любителям ужастиков важно отслеживать восстановление: скорость успокоения сердца, отсутствие ночных кошмаров и длительной тревоги. Если откат долгий, лучше отдать предпочтение другим жанрам.
* При ПТСР и тяжёлой тревоге шоковые форматы лучше исключить без психотерапевта. Работа со страхом должна проводиться только в контролируемой обстановке.
* Родителям подростков важно отслеживать частоту просмотров фильмов ужасов и обсуждать увиденное. Иначе психика сама придумает продолжение фильма.
Диана МАСЛОВА.




