Какую роль Крым сыграл в жизни и творчестве Высоцкого: к 85-летию знаменитого актёра и барда

Какую роль Крым сыграл в жизни и творчестве Высоцкого: к 85-летию знаменитого актёра и барда

Фото автора
Крымская газета
Какую роль Крым сыграл в жизни и творчестве Высоцкого: к 85-летию знаменитого актёра и барда
Четверг, 02 февраля - «Крымская газета».

Крым красной нитью пронизал всё творчество Владимира Высоцкого. Знаменитому барду исполнилось бы 85…

Увольнение на берег

Первые уверенные шаги в искусстве Высоцкий сделал на севастопольской земле. Летом 1961 года 23-летний актёр принимал участие в съёмках фильма «Увольнение на берег». Вживаясь в роль матроса-разгильдяя, он не только по-настоящему драил настоящий гальюн, но и всё время попадал из киношного мира в какие-то реальные передряги: то на бегу врезался в адмирала и забрызгал его белоснежный китель грязной шваброй, то честь не отдал патрулю и чуть не загремел на гаупт-вахту.

Сотрудники киноэкспедиции были молоды, веселы, талантливы, в группе царила творческая обстановка, и антураж белого города затронул в душе Володи доселе молчащие струны. Здесь молодой бард создал свои первые песни – «Татуировка», «Тот, кто раньше с нею был». По всей видимости, в основу легли рассказы матросов, служивших на крейсере «Михаил Кутузов», где велись съёмки. Высоцкий целый месяц находился среди моряков и, понятно, воспринял многие традиции Военно-морского флота, в том числе нанесение татуировок. Но ничего тюремно-романтического в «Татуировке» нет. Шансон воспевает вечный сюжет – неразделённую любовь, от которой страдает парень, недавно призванный на срочную службу.

4-2 (1).jpg

Чуть ли не каждую ночь благодарные слушатели собирались в режиссёрском номере гостиницы «Севастополь», и Володя выдавал новую песню. Воодушевлённый успехами друга, Левон Кочарян купил в универмаге громоздкий магнитофон и в выходной день записал весь цикл, положив начало легендарному «магнитиздату».

В Крыму – и не в Крыму

В 1968 году вышел фильм «Служили два товарища». Непримиримые силы Гражданской войны, столкнувшиеся в битве за Крым в 1920 году, воплощают белогвардеец Брусенцов в исполнении Высоцкого и красноармеец Некрасов, образ Янковского. Легенда утверждает, что перекопские укрепления олицетворяла Арабатская крепость на Керченском полуострове. Однако факты свидетельствуют: стены были бутафорскими, а «Сивашом» стали запруды, где выращивали рыбу. Но великая сила искусства создала ощущение абсолютной подлинности экранного действа. Запомнилась брусенцовская сентенция: «У нас всех одна надежда – Крым».

Следующим летом Высоцкий с Мариной Влади отправились в круиз по Чёрному морю. Одна из остановок была в Ялте. Узнав, что неподалёку, в Алуште, Станислав Говорухин работает над новой картиной, Владимир помчался навестить режиссёра: недавно он сыграл главную роль в фильме «Вертикаль» и – самое важное – придал слабому сценарию «смысл и ясность» великолепными балладами.

Вдохновлённый Кавказом, Станислав Сергеевич развил тему, намеченную в «Вертикали». 1942 год. Горные стрелки из «Эдельвейса» держат под обстрелом ключевой перевал. Опытный альпинист, лейтенант Арсенов и его соратники поднимаются на главенствующую вершину и взрывают снеговую шапку. «Белый взрыв» сметает врага. Некоторые «кавказские» сюжеты отработали в Крыму. Например, «лагерь беженцев» разбит посреди каменного хаоса у подножия горы Демерджи. Тут и сняли эпизод с участием Высоцкого.

Чёрные бушлаты

Очередной крымский вояж тоже был связан с кино. В 1972 году Владимир Семёнович снимался в фильме «Плохой хороший человек» по мотивам повести Чехова «Дуэль». Его утвердили на одну из заглавных ролей – фон Корена. Часть натурных съёмок проходила в Евпатории – в шикарных трущобах «старого города» и на пустынном пляже, недалеко от памятника морякам-десантникам.

Любознательный Высоцкий заинтересовался трагической историей, произошедшей в 1942 году. 5 января в Евпатории был высажен десант, имеющий целью ослабить давление немцев на Севастополь и поддержать советские войска на Керченском полуострове. Передовой отряд освободил центр города, однако шторм не позволил высадить основные силы, а противник бросил на горстку храбрецов авиацию и танки. 740 морпехов сражались трое суток! Тральщик, прикрывавший десантников огнём, атаковали бомбардировщики, он получил тяжёлые повреждения. Буря выбросила корабль на мель, и фашисты расстреляли его в упор. Спустя несколько дней горожане похоронили на берегу тела героев.

5-2.jpg

Подвиг вошедших в бессмертие увековечил монумент, установленный на месте гибели тральщика. Пирамидальный пьедестал венчают фигуры из кованой меди: моряки в яростном порыве устремлены навстречу врагу. Высоцкий, уже создавший прекрасные произведения о войне, проникся похожей на былину историей Евпаторийского десанта. Так родилась песня «Чёрные бушлаты».

Год спустя появилась ещё одна песня – «Тот, который не стрелял». Здесь, как и в «Чёрных бушлатах», реалии войны служат лишь антуражем, в котором герой задаётся главным вопросом: способен ли ты на поступок, когда все обстоятельства – против тебя?

Высоцкий утверждает, что основой песни стал реальный случай, рассказанный братом отца. «Дядя Лёша» защищал Севастополь, участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. Поэтому вполне возможно, что фраза «Наш батальон геройствовал в Крыму» появилась в тексте не только ради рифмы, и песня отражает событие, произошедшее в 1941-42 годах на нашем полуострове.

И вновь – Севастополь

Высоцкий полюбил Крым всей душой, и наша земля платила Владимиру той же монетой: дарила впечатления, вдохновляла на творчество, заряжала энергией. Летом 1976 года Высоцкий побил своеобразный рекорд: за сутки дал в городе-герое три концерта. Произошло всё неожиданно. Готовилось представление на стадионе, гвоздём программы предполагался Муслим Магомаев. Однако в последний момент выяснилось: народный артист СССР не приедет. Мероприятие оказывалось под угрозой срыва, это влекло за собой штрафы. Один из администраторов обратился к Высоцкому с деловым предложением: 300 рублей. Для тех, кто подзабыл, напомню: в те времена месячная учительская или инженерская зарплата составляла 120 рублей. Один из самых высокооплачиваемых певцов страны, Магомаев получал за концерт 200 рублей.

Билеты разлетелись за полтора часа. Воспрянувшие духом организаторы решили закрепить коммерческий успех и сходу договорились о проведении творческой встречи в Матросском клубе. Владимир Семёнович вёл непринуждённый диалог с залом, шутил, отвечал на записки, пел то, что просили. Выложился по полной. На горловине чёрной водолазки проступила белёсая кромка от пота.

Но это был ещё не конец. В тот же вечер дорогого гостя пригласили к морякам в Камышовую бухту, на корабль «Мария Поливанова» – флагман океанического рыболовства. Импровизированный концерт затянулся за полночь. Уезжая, артист сердечно поблагодарил всех за «мужественное терпение». Можно только позавидовать тем, кто очарованно «терпел», слушая «таганского Гамлета»!

Я, конечно, вернусь...

Неожиданная смерть Высоцкого в 1980 году всколыхнула «опухшую от сна» державу. Энтузиасты пытались всеми силами вернуть образ кумира. Так, руководитель Литературного театра Симферопольского госуниверситета Наум Златопольский подготовил яркое действо «Памяти Поэта».

В 1983 году поклонники «шансонье всея Руси» Анатолий Тавровский и Валерий Акишев создали передвижную фотовыставку «Я, конечно, вернусь…». Советско-партийная власть всячески пыталась прикрыть выставку, но авторы умудрялись открывать её каждый раз в другом месте.

В 1988 году депутаты посёлка Ленино, что недалеко от Керчи, присвоили имя Высоцкого одной из новых улиц. Символично: в числе первых в СССР улица, названная именем поэта, появилась на Керченском полуострове, где воевал дядя Высоцкого.

Достойно показал себя в добром деле Симферополь. В сквере у набережной Салгира установили памятник Высоцкому. Интересно, что дорожки тут вымощены так, как протоптали их люди. Прямо как в песне – «своя колея». А в посёлке Грэсовский, в помещении одного из предприятий, организована небольшая, но содержательная экспозиция: фотографии, грампластинки, книги. Самодеятельный музей организован в память о концерте Высоцкого перед работниками здешней мехколонны: всенародно любимый певец собирал стадионы, но не чурался выступать и в красных уголках.

Михаил СЕМЁНОВ

Фото автора



По теме