
Мы узнали, в каком возрасте заканчивается интеллектуальное развитие, как пальцы помогают человеку «прокачивать» мозг и представители каких профессий чаще испытывают стресс.
Кристаллический интеллект
– Тренировать мозг нужно с рождения. Это должно быть на уровне психообразования. Но есть одна деталь, о которой часто забывают: интеллектуальные возможности и развитие человека ограничены возрастом. «Лавочка закрывается» довольно рано – примерно к шести годам. С возрастом же развивается так называемый кристаллический интеллект – тип интеллекта, определяющийся знаниями и навыками, которые человек приобретает в течение жизни, – рассказал главный внештатный специалист по психотерапии Минздрава Крыма кандидат медицинских наук Владимир Строевский.
По его словам, развитие интеллекта ребёнка напрямую зависит от того, сколько времени ему уделяли в детстве, насколько активно он решал логические задачи и развивал мышление. В дальнейшем человек лишь накапливает энциклопедические знания и использует их на базе уже сформированного интеллекта.
– Представьте человека, у которого интеллект не был развит, а ему дают стратегические знания. Интеллект – это способность применить знания на практике. Если этой способности нет, они останутся невостребованными. Поэтому подход к развитию должен быть системным: резко тренировать мозги с 40 лет уже не получится, – отмечает специалист.
Удивительный и научно подтверждённый факт: когнитивные способности тесно связаны с мелкой моторикой, особенно при участии большого и указательного пальцев.
– Вспомните себя в школе или в институте: когда стоите и не можете ответить на вопрос преподавателя, то вы теребите в руках ручку или производите определённые движения. Это осталось в процессе эволюции ещё от наших предков. Этот ритуал напрямую связан с отделом головного мозга и стимуляцией мозговой деятельности, – отмечает врач.
Научитесь отдыхать
Все мы знаем, что стрессоустойчивость – одно из самых востребованных качеств при приёме на работу. Однако именно стресс чаще всего «съедает» представителей профессий, связанных с общением.
– Так бывает у преподавателей, медработников, сотрудников социальных служб, финансовых организаций. Больше всего рискуют трудоголики, руководители и интроверты, которым сложно постоянно взаимодействовать с людьми. На первой линии выгорания стоят представители «помогающих» профессий: психологи, врачи, частично – учителя. Большой уровень стресса у людей, работающих с вычислительной частью, например, у бухгалтеров. В зоне риска практически все профессии, где есть высокая ответственность, – поясняет специалист.
Но как в таком случае не получить нервный срыв? Первое, на что специалист советует обратить внимание, – это соблюдение режима труда и отдыха. Кроме того, важно не допускать хронического стресса, который со временем приводит к эмоциональному, умственному и физическому истощению.
– Мы живём в таком ритме, когда все работают на пределе. Таков дух сегодняшнего времени. Это подпитывается трендами на успешность, которые отвлекают от себя и собственных ощущений. В поиске «места силы» нет универсального рецепта, у каждого оно своё. Но важно уметь отдыхать. Многие просто разучились это делать, – говорит Строевский.
Современные трудоголики часто делят свой отпуск на короткие периоды. Однако стандартные 28 календарных дней были рассчитаны Минтрудом России именно для непрерывного восстановления. О том, насколько этого времени хватит для улучшения психологического и морально-физического здоровья, врач сказал так:
– Средний срок госпитализации в психотерапевтическом отделении – 21 день. Эти три недели стали той условной цифрой, за которую человек способен восстановить психологические и физические ресурсы. Если отпуск не приносит облегчения, а возвращение на работу сопровождается ещё большей усталостью, это тревожный сигнал и повод обратиться к врачу.
Усталость превращается…
Самое опасное последствие хронического стресса – депрессия. Она приводит к резкому снижению работоспособности и качества жизни.
– Депрессия – это не просто плохое настроение. У неё есть три ведущих симптома: снижение настроения большую часть дня в течение двух недель и более, утрата удовольствия от привычных дел и повышенная утомляемость и снижение энергетического потенциала, – перечисляет врач.
Есть ещё вторичные симптомы, к которым относятся нарушения сна, пессимистические мысли, изменение веса, существенное беспричинное нарушение аппетита, плаксивость. При этом часто именно последние два симптома наступают раньше, чем снижение настроения.
– Если человек чувствует, что сильно устаёт от привычных дел, пропало удовольствие, снизилось либидо, то это первые «звоночки». Важно прислушаться к себе и не игнорировать их, – добавляет Строевский.
По словам специалиста, некоторые расстройства человек может осознать сам, но при более серьёзных нарушениях критическое отношение к своему состоянию теряется.
– Здесь главным индикатором становятся близкие, которые первыми замечают, что с человеком что-то не так. При тяжёлых психических расстройствах, например, психозах, основная нагрузка ложится именно на родственников, – говорит психотерапевт.
По его словам, если при стрессе человек вдруг затеял генеральную уборку, это не повод сразу думать о расстройстве. Этот процесс называется сублимацией. Беспокоиться стоит в другом случае – когда тревожные или навязчивые симптомы начинают мешать жить.
– Когда человек в ответ на стресс или раздражение начинает делать уборку или мыть посуду, то это механизм защиты. Так организм трансформирует одну энергию в другую. А вот если человеку, чтобы выйти из дома, нужно совершить десятки ритуалов, или он постепенно перестаёт выходить вовсе, то это уже серьёзная проблема, – отметил врач.
Анастасия ЧЕБАНОВА.