20 декабря 2025, 13:01
«Ловец человеков», так Христос назвал одного из первых своих последователей – рыбака Андрея. Вспомним замечательные факты, связанные с его миссионерским путешествием по Тавриде.
Приводить к Спасителю язычников
Евангелия мало сообщают об Андрее, но эти сведения очень значимы. Так, эпизод, рассказывающий, как Андрей помогает эллинам встретиться с Иисусом, показывает будущую апостольскую миссию Первозванного: приводить к Спасителю язычников.
Из евангельских сцен вырастают церковные предания. Они основаны, как правило, на устных свидетельствах ранних общин и зафиксированы авторитетными христианскими писателями. Так, в III–IV столетиях Ориген и Евсевий сообщают, что вскоре после вознесения Господня ученики его бросили жребий, распределяя страны, где они будут проповедовать Евангелие. Андрею выпала, в частности, Скифия, куда входила и обширная территория северного побережья Понта Эвксинского (Чёрного моря).
Наиболее полным источником информации о миссионерской деятельности Андрея является книга, написанная на рубеже VIII–IX веков монахом Епифанием. Он прошёл все места, связанные с Первозванным, и оставил ценные сведения о пребывании апостола в Боспоре (Керчь), Феодосии и Херсонесе (Севастополь).
справка
Апостол Андрей Первозванный. Икона эпохи Византии (Македония, XIV век).
Андрей – один из двенадцати апостолов, учеников Христа. Евангелие от Иоанна сообщает, что Андрей был первым призван Иисусом, поэтому в православной церкви носит титул Первозванного.
Предания сообщают, что согласно жребию Андрей нёс свет христианства в Скифию и славянские земли, совершал миссионерские путешествия вокруг Чёрного и Средиземного морей. Был казнён в городе Патры на X-образном кресте.
День памяти апостола Андрея в православной церкви – 13 декабря.
Иван КОВАЛЕНКО. Фото автора и из открытых источников.
Пропавшая реликвия
Провидению было угодно подарить Керчи удивительный артефакт, связанный с Первозванным. С XVIII столетия задокументирована история о нахождении рядом с церковью античного мраморного постамента. Легенда гласила, что, стоя на нём, благовестник произносил речи, размягчающие не только души, но и камень, на котором сохранились след Андреевой ступни и небольшая выемка «для оконечности посоха». В начале XX века святыня хранилась в специально построенной часовне возле церкви Предтечи, но исчезла в годы советской власти.
Лик апостола?
В керченском Лапидарии – музее каменных древностей – представлен исполненный в мраморе скульптурный портрет. Барельеф обнаружили 160 лет назад при земляных работах недалеко от церкви Иоанна Предтечи. Артефакт получил название «Генуэзец».
На плите изображён пожилой мужчина с суровым лицом, обрамлённым пышной шевелюрой и окладистой бородой. «Художнику удалось передать мудрый взгляд и согбенность фигуры под тяжестью молитвенных трудов», – отмечает научный сотрудник музея
В. Холодков. Сравнивая описание апостола, данное автором жития, исследователь выдвигает гипотезу: перед нами – облик Андрея Первозванного. Епифаний отмечает, что видел в Синопе написанную на мраморе древнюю чудо-творную икону апостола. Выставленный в музее портрет, возможно, привезли из-за моря христиане, бежавшие в Керчь от турецких притеснений.
Труды не пропали
Епифаний отмечает: пройдя весь Крымский полуостров, Андрей воротился в Боспор, где многих утвердил в вере. Наблюдение, сделанное в IX столетии, нашло чудесное подтверждение в свято-апостольском городе спустя более чем тысячу лет.
В 1893 году в Керчи состоялось открытие богадельни и Андреевской церкви при ней, обустроенной на средства купца Андрея Золотарёва. В начале Первой мировой войны здесь создали госпиталь, действовавший до конца Гражданской войны. Советская власть уничтожила храм, а во время Великой Отечественной войны были разрушены все другие здания. На месте богадельни разбили Комсомольский парк.
Но свято место пусто не бывает: здесь вырос новый божий дом во имя Андрея Первозванного. А на выезде из города в сторону Феодосии поднялась элегантная звонница – памятник апостолу.
Славный Андреевский стяг
Заканчивая рассказ о деяниях поборника веры в Керчи, следует вспомнить события 1699 года, когда в пролив вошла эскадра под неведомым османам флагом: на бело-сине-красном фоне крест-накрест голубые полосы. Таким образом Московское государство впервые заявило о себе как о морской державе. Командовал соединением адмирал Фёдор Головин – первый кавалер первого российского ордена Андрея Первозванного. Вышним командором одного из кораблей был сам Пётр I, взявший для конспирации псевдоним Михайлов.
По окончании военно-политической операции у берегов Крыма царь всея Руси утвердил образцы государственного и военно-морского флагов страны. Началось победное шествие Андреевского стяга по морям и океанам. А в 1920 году «бело-синие птицы» в последний раз расправили крылья, спасая от уничтожения белую армию, увозя цвет родины из портов Керчи, Феодосии, Севастополя.
Сохранили веры огонёк
Однако только благословением Первозванного можно объяснить тот факт, что Феодосия бережно сохранила множество христианских святынь разных периодов истории. Карантин может гордиться редкостным ландшафтом: с крепостными стенами цитадели мирно соседствуют средневековые греческие и армянские церкви. Настоятелем храма Святой Екатерины 20 лет был Андрей Косовский, павший в 1920 году первой жертвой красного террора и причисленный к лику священномучеников.
Храм над источником
Путь апостола по Тавриде убедительно маркирует уникальный топоним, сохранившийся с незапамятных времён. Неподалёку от села Генеральского (Большая Алушта) в глухом лесу спрятались руины древнего храма Ай-Андрит. В слове «ай» угадывается греческое «агиос», что значит «святой», Андрит – искажённое греческое имя.
Людское невежество обратило святыню в руины, но даже в них ещё можно различить архитектурные особенности, позволяющие определить время постройки здания в эпоху Поздней Византии (XIV–XV вв.).
По счастью, сохранилась в неприкосновенности главная святыня церкви – родник. Он выходит на свет по галерее, проложенной под алтарём. Живительная влага, освящённая первым учеником Спасителя, «вода, текущая в жизнь вечную», много веков приносит пользу людям.
Какой оставишь след?
Последним пунктом пребывания апостола в Тавриде стал Херсонес. Город находился под влиянием Рима, и этот статус отражался на мировоззрении жителей. «Херсаки народ коварный, туги на веру», – клеймит язычников Епифаний. Тем не менее «Андрей пробыл у них довольно дней». Его деятельность в Херсонесе связана с чудом, которое можно наблюдать и сегодня.

«Степенная книга» – выдающийся документ древнерусской истории – сообщает: намереваясь отправиться из Херсонеса в землю славянскую, Андрей поднялся на прибрежную скалу для молитвы, и в этот момент на камне «яко на воску» отпечатались следы просветителя народов.
Невероятно, но факт: несколько лет назад на территории Херсонеса Таврического был обнаружен вдавленный в известняк отпечаток человеческой ступни. Верующие не сомневаются, что это – след, оставленный Первозванным.
Продолжение пути
Память о пребывании Андрея в наших краях настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что стала частью современного Таврического эпоса.
Так, автору этих строк довелось услышать замечательную историю от одного из уважаемых крымоведов – поклонников Коктебеля. Поднявшись на возвышенность, где покоится Макс Волошин, мой спутник рассказал поверье, бытующее у нынешних носителей сознания Серебряного века: дух Первозванного... вселился в духовидца Волошина. Подтверждением тому служит и сходство черт характера Андрея и Максимилиана, и плодотворная их деятельность в Скифии и Киммерии, и даже облик, запечатлённый на обрывах Карадага: задумчиво глядящий в безбрежное пространство мужской профиль, обрамлённый буйной шевелюрой и окладистой бородой. Так в «незнаемой стране» соединились два начала – апостольское и поэтическое, и от этого союза родился миф о Крыме как земле откровения.
Иван Коваленко
Подписывайтесь на нас в MAX, Дзен, Телеграм, ВК и ОК.
Приводить к Спасителю язычников
Евангелия мало сообщают об Андрее, но эти сведения очень значимы. Так, эпизод, рассказывающий, как Андрей помогает эллинам встретиться с Иисусом, показывает будущую апостольскую миссию Первозванного: приводить к Спасителю язычников.
Из евангельских сцен вырастают церковные предания. Они основаны, как правило, на устных свидетельствах ранних общин и зафиксированы авторитетными христианскими писателями. Так, в III–IV столетиях Ориген и Евсевий сообщают, что вскоре после вознесения Господня ученики его бросили жребий, распределяя страны, где они будут проповедовать Евангелие. Андрею выпала, в частности, Скифия, куда входила и обширная территория северного побережья Понта Эвксинского (Чёрного моря).
Наиболее полным источником информации о миссионерской деятельности Андрея является книга, написанная на рубеже VIII–IX веков монахом Епифанием. Он прошёл все места, связанные с Первозванным, и оставил ценные сведения о пребывании апостола в Боспоре (Керчь), Феодосии и Херсонесе (Севастополь).
справка
Апостол Андрей Первозванный. Икона эпохи Византии (Македония, XIV век).
Андрей – один из двенадцати апостолов, учеников Христа. Евангелие от Иоанна сообщает, что Андрей был первым призван Иисусом, поэтому в православной церкви носит титул Первозванного.
Предания сообщают, что согласно жребию Андрей нёс свет христианства в Скифию и славянские земли, совершал миссионерские путешествия вокруг Чёрного и Средиземного морей. Был казнён в городе Патры на X-образном кресте.
День памяти апостола Андрея в православной церкви – 13 декабря.
Иван КОВАЛЕНКО. Фото автора и из открытых источников.
Пропавшая реликвия
– Увидев чудеса, которые творил Андрей, жители Боспора скоро оказали послушание, как они сами рассказывали, – радуется Епифаний.
Он посещает «весьма большой храм Святых Апостолов», на месте которого, по всей вероятности, ныне возвышается собор Иоанна Предтечи.
Провидению было угодно подарить Керчи удивительный артефакт, связанный с Первозванным. С XVIII столетия задокументирована история о нахождении рядом с церковью античного мраморного постамента. Легенда гласила, что, стоя на нём, благовестник произносил речи, размягчающие не только души, но и камень, на котором сохранились след Андреевой ступни и небольшая выемка «для оконечности посоха». В начале XX века святыня хранилась в специально построенной часовне возле церкви Предтечи, но исчезла в годы советской власти.
Лик апостола?
В керченском Лапидарии – музее каменных древностей – представлен исполненный в мраморе скульптурный портрет. Барельеф обнаружили 160 лет назад при земляных работах недалеко от церкви Иоанна Предтечи. Артефакт получил название «Генуэзец».
На плите изображён пожилой мужчина с суровым лицом, обрамлённым пышной шевелюрой и окладистой бородой. «Художнику удалось передать мудрый взгляд и согбенность фигуры под тяжестью молитвенных трудов», – отмечает научный сотрудник музея
В. Холодков. Сравнивая описание апостола, данное автором жития, исследователь выдвигает гипотезу: перед нами – облик Андрея Первозванного. Епифаний отмечает, что видел в Синопе написанную на мраморе древнюю чудо-творную икону апостола. Выставленный в музее портрет, возможно, привезли из-за моря христиане, бежавшие в Керчь от турецких притеснений.
Труды не пропали
Епифаний отмечает: пройдя весь Крымский полуостров, Андрей воротился в Боспор, где многих утвердил в вере. Наблюдение, сделанное в IX столетии, нашло чудесное подтверждение в свято-апостольском городе спустя более чем тысячу лет.
В 1893 году в Керчи состоялось открытие богадельни и Андреевской церкви при ней, обустроенной на средства купца Андрея Золотарёва. В начале Первой мировой войны здесь создали госпиталь, действовавший до конца Гражданской войны. Советская власть уничтожила храм, а во время Великой Отечественной войны были разрушены все другие здания. На месте богадельни разбили Комсомольский парк.
Но свято место пусто не бывает: здесь вырос новый божий дом во имя Андрея Первозванного. А на выезде из города в сторону Феодосии поднялась элегантная звонница – памятник апостолу.
Славный Андреевский стяг
Заканчивая рассказ о деяниях поборника веры в Керчи, следует вспомнить события 1699 года, когда в пролив вошла эскадра под неведомым османам флагом: на бело-сине-красном фоне крест-накрест голубые полосы. Таким образом Московское государство впервые заявило о себе как о морской державе. Командовал соединением адмирал Фёдор Головин – первый кавалер первого российского ордена Андрея Первозванного. Вышним командором одного из кораблей был сам Пётр I, взявший для конспирации псевдоним Михайлов.
По окончании военно-политической операции у берегов Крыма царь всея Руси утвердил образцы государственного и военно-морского флагов страны. Началось победное шествие Андреевского стяга по морям и океанам. А в 1920 году «бело-синие птицы» в последний раз расправили крылья, спасая от уничтожения белую армию, увозя цвет родины из портов Керчи, Феодосии, Севастополя.
Сохранили веры огонёк
– Из Боспора Андрей прибыл в Феодосию, город многолюдный и образованный. Уверовали здесь немногие, – констатирует Епифаний.
«Богоданная» ещё пребывала под властью язычества, и зёрна вечной жизни не нашли здесь достойной почвы. Но земная слава преходяща, и «ныне Феодосия в развалинах и безлюдна, и не видно следа человеческого», как отмечает путешественник.
Однако только благословением Первозванного можно объяснить тот факт, что Феодосия бережно сохранила множество христианских святынь разных периодов истории. Карантин может гордиться редкостным ландшафтом: с крепостными стенами цитадели мирно соседствуют средневековые греческие и армянские церкви. Настоятелем храма Святой Екатерины 20 лет был Андрей Косовский, павший в 1920 году первой жертвой красного террора и причисленный к лику священномучеников.
Храм над источником
Путь апостола по Тавриде убедительно маркирует уникальный топоним, сохранившийся с незапамятных времён. Неподалёку от села Генеральского (Большая Алушта) в глухом лесу спрятались руины древнего храма Ай-Андрит. В слове «ай» угадывается греческое «агиос», что значит «святой», Андрит – искажённое греческое имя.
Людское невежество обратило святыню в руины, но даже в них ещё можно различить архитектурные особенности, позволяющие определить время постройки здания в эпоху Поздней Византии (XIV–XV вв.).
По счастью, сохранилась в неприкосновенности главная святыня церкви – родник. Он выходит на свет по галерее, проложенной под алтарём. Живительная влага, освящённая первым учеником Спасителя, «вода, текущая в жизнь вечную», много веков приносит пользу людям.
Какой оставишь след?
Последним пунктом пребывания апостола в Тавриде стал Херсонес. Город находился под влиянием Рима, и этот статус отражался на мировоззрении жителей. «Херсаки народ коварный, туги на веру», – клеймит язычников Епифаний. Тем не менее «Андрей пробыл у них довольно дней». Его деятельность в Херсонесе связана с чудом, которое можно наблюдать и сегодня.

«Степенная книга» – выдающийся документ древнерусской истории – сообщает: намереваясь отправиться из Херсонеса в землю славянскую, Андрей поднялся на прибрежную скалу для молитвы, и в этот момент на камне «яко на воску» отпечатались следы просветителя народов.
Невероятно, но факт: несколько лет назад на территории Херсонеса Таврического был обнаружен вдавленный в известняк отпечаток человеческой ступни. Верующие не сомневаются, что это – след, оставленный Первозванным.
Продолжение пути
Память о пребывании Андрея в наших краях настолько прочно укоренилась в общественном сознании, что стала частью современного Таврического эпоса.
Так, автору этих строк довелось услышать замечательную историю от одного из уважаемых крымоведов – поклонников Коктебеля. Поднявшись на возвышенность, где покоится Макс Волошин, мой спутник рассказал поверье, бытующее у нынешних носителей сознания Серебряного века: дух Первозванного... вселился в духовидца Волошина. Подтверждением тому служит и сходство черт характера Андрея и Максимилиана, и плодотворная их деятельность в Скифии и Киммерии, и даже облик, запечатлённый на обрывах Карадага: задумчиво глядящий в безбрежное пространство мужской профиль, обрамлённый буйной шевелюрой и окладистой бородой. Так в «незнаемой стране» соединились два начала – апостольское и поэтическое, и от этого союза родился миф о Крыме как земле откровения.
Иван Коваленко
Подписывайтесь на нас в MAX, Дзен, Телеграм, ВК и ОК.




