Училась на экономиста, а стала мастером маникюра – распространённый сценарий. Согласно последним данным сервиса по поиску работы, примерно 40% опрошенных не работают по той профессии, которую получили в вузе. Более трети из них даже не пытались трудоустроиться. Около 20% некоторое время работали по специальности, но быстро перешли в другую отрасль, преимущественно в производство и транспортную сферу. Среди нынешних студентов планируют строить карьеру по своему профилю только 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую сферу.
HR-специалист, эксперт в области рынка труда Оксана Волкина рассказывает, что спрос на молодые умы есть, а вот работать некому.
– Почти половина выпускников не ищут вакансии по своей специальности. Рейтинговое агентство в этом году оценило внутренние трудовые резервы России в семь миллионов человек – 1,5 миллиона из них молодые люди, которые в силу разных обстоятельств не могут устроиться на работу. Чаще всего причиной отказа со стороны работодателя является отсутствие опыта работы, – говорит Оксана Волкина. – По этой причине молодёжь чаще идёт туда, где готовы брать без опыта и обучать, а также где видна перспектива развития и роста.
Нужна более современная и проактивная государственная политика в сфере образования с прицелом на десятилетия вперёд, считает наша собеседница.
– Одно поколение «инфоцыган», «блогеров», «тарологов» уже вырастили. На этом остановимся. Сейчас необходимо начать работать с профориентацией на новом уровне, ещё со школьных лет – доносить ценность труда и смысла той или иной деятельности. Это огромная работа длиною в десятилетия, – говорит Оксана.
СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СКАМЬИ
В Крыму эту проблему начинают решать. Школы сотрудничают с вузами, проводят профориентационные занятия, также работает в школах программа предпрофессионального образования. Более того, стали наблюдать за дальнейшей судьбой студентов.
И. о. ректора КФУ им. В. И. Вернадского Владимир Курьянов рассказывает, что особое внимание уделяется практической подготовке:
– Мы имеем программы взаимодействия с туристической отраслью, крупнейшим крымским отелем. Студенты соответствующих специальностей – гостиничное дело и туризм – проходят там практику и по завершении обучения трудоустраиваются. Инженерное образование у нас не является приоритетом. Но и оно постепенно развивается в физико-техническом институте, и тесное сотрудничество с заводом «Фиолент» даёт свои плоды. Практика организована таким образом, чтобы ребята, которые её проходят, нашли своё место на заводе.
В КИПУ им. Февзи Якубова предусмотрены целевые места по инженерным специальностям, утверждает первый проректор вуза Анжелика Лучинкина.
– Мы тесно связаны с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, сотрудничаем с крымскими предприятиями, и на каждом из них уже работают наши студенты. Соответственно, мы корректируем программы, открывая дополнительные направления. Запрос от этих предприятий большой, – говорит Анжелика Лучинкина.
Мнение
Екатерина Барашева, получила специальность учителя математики и информатики:
– В 16–18 лет школьники не знают, кем хотят быть, и выбирают факультет неосознанно. Я училась только с целью сдать ЕГЭ и поступить в институт. Так же ради галочки – высшее образование – отучилась на бюджете. Должна была стать учителем математики и информатики. Трижды направляли на практику в школу, и я осознала: эта профессия – не для меня. В то же время сейчас любят молодых специалистов: их можно всему обучить и подстроить под себя. Я начала свою трудовую деятельность в медицинском информационно-аналитическом центре в должности методиста.
Ульяна, имеет подготовку ветеринарного врача:
– В клиниках требуют работать 12–14 часов и оплачивают смену в тысячу рублей. А ведь профессия подразумевает рабочие травмы, риск заражения, стресс как от клиентов, так и от агрессивных животных… Я нашла себя в журналистике. В редакции обучили основам и помогают в сложных ситуациях по сей день...
Диана МАСЛОВА




