О переезде в Крым, кадровых перестановках, ответственности, соцсетях и дальнейшем развитии медицины в республике «Крымской газете» рассказал министр здравоохранения РК Алексей Натаров.
О личном
– Алексей Алексеевич, долго думали над переездом в Крым? Сложно было менять место жительства?
– Ну конечно сложно! Потому что ты уже привык к определённым условиям: круг друзей, общение, работа. Не говоря уже о том, что главным аргументом в жизни каждого человека является семья. Поэтому, соответственно, нужно было проговорить со всеми родственниками, насколько они готовы. Это и жена, и дети, и бабушки, и дедушки. То есть это большой круг людей, которые будут испытывать определённые трудности, связанные с переездом. Потому что расстояние достаточно приличное. На сегодняшний день авиасообщения нет.
– Вас разделяет, если не ошибаюсь, 482 километра...
– Да, 482 – это если прямую линию провести. А так 1 200 километров и примерно 14-16 часов пути. Соответственно, на сегодняшний день есть только два вида сообщения: либо железнодорожный транспорт, либо автосообщение. Если было бы авиасообщение, может быть, гораздо было бы проще в какой-то части. Надеемся, что в скором времени ситуация изменится и оно откроется.
– Семья переехала с вами?
– На прошлой неделе приехала семья.
– Детей уже определили в детсады и школы?
– Ещё никуда не определили их, обустраиваемся. Приехали пока с бабушками, поэтому дети находятся, так скажем, под их попечительством. У меня четверо детей, переехало трое. Дочке младшей всего четыре месяца, поэтому тяжело.
– Вы приехали к нам на пост министра здравоохранения с должности главного врача Лис-кинской районной больницы Воронежской области. Очевидное повышение. Рассматриваете это как ступеньку в карьере?
– На каждом месте, куда приходишь, ты должен отработать достойно. А вообще, я не задумываюсь на сегодняшний день о каких-то повышениях или о чём-то ещё. Здесь работы хватает, поэтому нужно засучить рукава, как говорится, и в путь.
– К сожалению, в среднем крымские министры здравоохранения задерживались на должности два-три года. А вы себе какой срок дали на новом посту?
– Никаких сроков я не давал. Главное, чтобы всё сложилось, и время было проведено с пользой. То есть на благо населения Республики Крым. Чтобы мы отработали определённые маршруты, организационные модели при оказании медицинской помощи, пересмотрели соотношение видов медицинской помощи, коечного фонда и так далее. В том числе нормализовали систему льготного лекарственного обеспечения. Вообще, почему я появился? Потому что сложились какие-то определённые трудности, наверное, в системе здравоохранения, и нужно перенять какой-то определённый опыт.
Опыт в Воронежской области есть, буду не только стараться делиться им, но и разрабатывать, учитывая особенности Крыма, новые подходы в здравоохранении, чтобы население получало квалифицированную и своевременную медицинскую помощь.
– Вы стали руководителем Лискинской РБ в конце ноября 2022 года. Такой быстрый карьерный рост... Хватит ли опыта относительно молодому специалисту наладить систему должным образом?
– Главное, что глава республики доверил мне данное направление, за это ему огромное спасибо. Также поддержал федеральный Минздрав, за что ему очень признателен. Не буду говорить высокопарных слов, но предприму все возможные усилия для того, чтобы сделать ситуацию лучше.
– У вас ещё продолжается испытательный срок? Насколько знаю, для министров он составляет три месяца.
– Собственно говоря, у каждого министра испытательный срок продолжается на всём протяжении пребывания в должности. Но это всё субъективные показатели. Объективный показатель – это как ты работаешь. Поэтому ни один министр не должен быть застрахован каким-то испытательным сроком. Есть функции, которые ты выполняешь, есть должность, которую ты замещаешь на государственной гражданской службе. Ответственность наступает с того момента, как тебя наделили этими полномочиями, с подписания указа. Независимо от испытательного срока, ты должен с самого начала идти и работать.
– Вы создали новую страничку в соцсети «ВКонтакте» как министр в Крыму. За 15 лет работы в здравоохранении мало интервью и вообще информации. Не любите публичности?
– Я всегда работал как минимум на полторы-две ставки, совмещал несколько должностей, работал по разным направлениям. Поэтому уделять время какой-то публичной жизни в информационном пространстве или каким-то комментариям, публикациям у меня просто не было возможности.
– Расскажите, как вы стали врачом?
– У меня бабушка фельдшер, папа врач. Так получилось, что его уже нет... На моё решение стать врачом в первую очередь повлияла личная ситуация. В возрасте девяти лет мне поставили диагноз «аппендицит» только на восьмые сутки. Нахождение в стационаре продлилось почти два месяца. Было пограничное состояние между жизнью и смертью. Это наложило очень серьёзный отпечаток, и я решил, что нужно выучиться и быть хорошим врачом, максимально кому-то помогать, чтобы ситуация, подобная моей, не повторилась. Ну и старался по этому принципу на протяжении всей своей жизни работать.
У меня и сестра врач, сейчас преподаёт в институте. Её муж тоже врач. То есть так получилось, что всё вертится вокруг медицины.
– Случалось ли жалеть об этом выборе?
– Собственно говоря, даже времени подумать не было.
О кадрах
– Алексей Алексеевич, пока нет официальной информации о том, что вы сделали новые кадровые назначения. Но без этого наверняка не обойтись. Какие качества (личные или профессиональные) при работе с руководящим составом ставите в приоритет?
– Я считаю, что хороший человек – это не профессия. На рабочем месте в первую очередь должен быть профессионал. Даже если он неудобный в каких-то определённых моментах, возможно.
– Кого-то из бывших коллег по Воронежской области хотели бы видеть рядом в министерстве и планируете ли создавать свою команду?
– Я приехал в другие субъект и среду, поэтому нужно работать максимально с теми людьми, которые здесь. Причём многие очень сильные профессионалы. Есть и подрастающие кадры, которым необходимо дать возможность проявить себя. Поэтому, может быть, исключительно на какие-то определённые направления возможно кого-то привлечь из коллег, с которыми я работал ранее. Но основной акцент надо сделать на тех серьёзных специалистах, которые есть в Крыму.
– Крымские медучреждения постоянно оснащаются новым оборудованием. А насколько хватает сегодня специалистов, чтобы правильно его эксплуатировать? В целом какая ситуация с кадрами в регионе и что делается для того, чтобы их привлечь и сохранить?
– Если в целом сравнивать ситуацию по стране, она везде одинаковая. Где-то, возможно, и есть какие-то улучшенные условия. Так мы же здесь как раз для того, чтобы постараться создать их! Руководством республики предприняты очень большие усилия, чтобы задержать и сохранить медицинских работников именно на территории Республики Крым. Например, та же финансовая поддержка – компенсация найма жилья. Для докторов в населённых пунктах с численностью до 50 тысяч человек она составляет 20 тысяч рублей, а свыше 50 тысяч человек – 30 тысяч рублей. Это достаточно существенное подспорье, особенно молодым специалистам. Есть районы, где существует соцнаём.
При работе в определённом учреждении специалистам выдаются в пользование служебные квартиры. Есть меры дополнительной социальной поддержки для дефицитных специалистов: ежемесячные доплаты по 7 тысяч рублей врачам, по 5 тысяч фельдшерам и по 4 тысячи медицинским сёстрам. Плюс компенсация в сельской местности за коммунальные услуги. Поэтому я считаю, что на сегодняшний день руководство республики создаёт оптимальные условия для того, чтобы привлекать специалистов извне, а не только удерживать.
А работа с новым оборудованием не требует ничего сверхъестественного. Надо просто соответствовать профстандарту, проявлять профессионализм и выполнять свою трудовую функцию на достаточно высоком уровне.
О планах
– Крымская медицина и воронежская чем-то отличаются?
– Отличаются однозначно, потому что Крым – это туристический регион. Но если сравнивать развитость сети медицинских учреждений, то в целом каких-то существенных различий нет. Принципы организации медпомощи на территории Российской Федерации одинаковые.
– Главные проблемы крымской медицины уже увидели?
– Они примерно такие же, как и везде. На сегодняшний день ни один субъект Российской Федерации не сталкивается с идеальной системой оказания медицинской помощи. Везде есть какие-то особенности и определённые трудности. У нас тоже.
– Назовите их.
– Во-первых, туристический поток – это дополнительная огромная нагрузка на медицинского работника. То есть, кроме того, что он обслуживает своё прикреплённое население, ещё дополнительно, условно говоря, за пять месяцев приезжает семь миллионов туристов. Сейчас ищем возможности, чтобы перераспределить ресурсы службы скорой медицинской помощи для оказания помощи пациентам. Оптимизируем этапы амбулаторно-поликлинической помощи, маршрутизацию пациентов по определённым нозологиям и так далее.
– Помимо турпотока, какие ещё основные проблемы?
– Большая проблема, что на сегодняшний день значительное количество объектов здравоохранения находится в стадии ремонта. Задел взят очень хороший, высоко поднята планка по строительству и капремонтам. Поэтому просим максимально всех строителей, заключивших подрядные договоры, чтобы они своевременно и качественно исполнили свои обязательства.
Ну и последний момент – это территориальные особенности именно Крыма при оказании медицинской помощи.
– Какие у нас особенности?
– Есть районные больницы, где медики получают специальные социальные выплаты. А есть городские больницы, которые также обслуживают не только городские округа, но и прилегающие населённые пункты. Они хоть и являются городскими больницами, но по факту дополнительно обслуживают и прикреплённое сельское население. И в этом случае есть определённые нюансы в плане доплат контингенту медицинского персонала, который работает в этих лечебных учреждениях. Этот вопрос мы тоже поставили себе на проработку, сейчас активно взаимодействуем с Министерством здравоохранения РФ – хотим, чтобы за эту работу персонал поощряли. Боремся за достойную оплату труда медиков.
– Планов много, а какие ставите себе первоочередные задачи в новом кресле?
– Первоочередная задача – постараться оптимизировать и выстроить модель взаимодействия между медицинскими учреждениями, то есть улучшить какие-то маршруты оказания медицинской помощи, проработать отдельные приказы по оказанию медицинской помощи пациентам с социально важными нозологиями. И плюс вовлечь максимально медицинский персонал и душой, и телом.
– Проблемы с лекарственными препаратами для льготников тоже стоят в приоритете?
– Проблема на сегодняшний день существует, но она уже не настолько острая, как была, например, несколько месяцев назад. Сделано всё, чтобы у Минздрава Крыма была прямая линия с заявителем. Есть звено, которое отвечает за льготное лекарственное обеспечение. Соответственно, когда поступает жалоба, её моментально отрабатывают. К тому же у нас есть ряд позиций медицинских препаратов, для которых имеется определённая дозировка либо есть аналоги, которые можно использовать. И в этой ситуации многое зависит от первичной медико-санитарной помощи, то есть от врачей, которые работают с прикреплённым населением на участках. Они могут в соответствии с клиническими рекомендациями сделать пациенту замену либо препарата, либо дозировки, исходя из того, что есть в наличии.
– Получается, когда на вашу страницу в соцсети «ВКонтакте» поступает жалоба по обеспечению льготными лекарственными препаратами, вы сразу её кому-то перенаправляете?
– У нас двойной контроль по обращениям граждан. Во-первых, я сам всё читаю и максимально быстро перенаправляю (если не нахожусь на совещаниях) «профильникам». Во-вторых, есть ответственные сотрудники, которые также читают соцсети и перенаправляют жалобы профильным специалистам, а особо важные обращения дублируют мне. Помимо этого, кроме горячей линии «Крым-Фармации», работает горячая линия Минздрава Крыма по лекарственному обеспечению: 8 (800) 733-33-34. Анализ поступающих обращений позволяет понимать, где у нас проблема: в своевременности доставки, реагировании медицинского персонала, выписке либо в закупочных мероприятиях. Есть несколько ситуаций, на которые нужно влиять. Каждое обращение, которое написано в наш адрес, мы отрабатываем.
О развитии
– Направленность медицины в последние годы – это прежде всего профилактика. Да, это возврат к советской модели медицины. Но она в принципе никуда и не уходила, просто актуализировалась. Большое значение имеет ставка на первичное звено – диспансеризацию, профилактические осмотры… Согласны с такой тенденцией?
– Профилактическая направленность медицины – это не только основной тренд, но и основная задача каждого врача. При выявлении на ранних стадиях определённых хронических неинфекционных и онкологических заболеваний они наиболее эффективно поддаются лечению. Лечение в таком случае менее затратно как для самого пациента, так и для сегмента здравоохранения. Менее растянуто во времени и требует меньше участия в этом медицинского персонала и семьи пациента. Потому что мы же прекрасно знаем особенности ухода за пациентами, у которых запущенная стадия заболевания. Это ложится на плечи родственников. Поэтому чем раньше будут выявляться те или иные заболевания, тем быстрее можно произвести коррекцию и вернуть человека к определённому качеству жизни или достичь ремиссии.
– На днях Минздрав России расширил программу профилактических медицинских осмотров, включив туда обследование на гепатит С. Достаточно ли тех анализов, которые проводятся в рамках диспансеризации, чтобы выявить проблемы в здоровье человека?
– На протяжении существования программы диспансеризации она в разных направлениях расширяется. С этого года, помимо профилактики гепатита С, у нас работает программа по оценке репродуктивного здоровья населения. Она выявляет определённые отклонения, которые приводят к проблемам с деторождением. Это также очень серьёзное направление. И гепатит С тоже важно выявлять, потому что мы понимаем, что есть определённые инфекционные заболевания, которые несут риск популяции. И чем раньше мы их выявим и направим пациента на консультацию к специалистам, тем лучше. На сегодняшний день есть терапия, которая позволяет полностью излечить гепатит С. Согласно внесённым изменениям в программу диспансеризации обследование на гепатит С проходит раз в десять лет. Естественно, в первые годы она охватит максимальное количество пациентов.
– В Крыму начали обследовать на гепатит С?
– Конечно! Приказ был заранее издан, главные врачи подготовились, и с 1 сентября все активно приступили к этой работе.
– Должен ли руководитель регионального ведомства здравоохранения быть практикующим врачом, чтобы знать весь процесс изнутри?
– До того, как он возглавит что-то, он должен быть очень хорошим практикующим врачом. Необходимо знать, как функционирует система не только сверху, но и изнутри.
– Как вы относитесь к тому, что многие врачи работают в нескольких медицинских учреждениях одновременно, часто в государственных и коммерческих?
– Наша основная задача заключается в том, чтобы сделать наиболее привлекательной работу в государственных медицинских учреждениях. И мы будем двигаться в этом направлении.
блицопрос
– С чего начинается ваш день?
– С чашки кофе.
– Опишите себя тремя словами.
– Добрый, отзывчивый, жизнерадостный.
– На какие чужие недостатки вы можете закрыть глаза?
– На глупости.
– Чего не терпите в людях?
– Беспринципности.
– Если бы основали свой бизнес, чем бы занимались?
– Открыл бы гостиницу у моря, где построил бы большое футбольное поле и тренировал детей.
– Где вы любите отдыхать?
– Не имеет значения, главное – с кем.
– Какой ваш девиз по жизни?
– Лови момент, лови день и радуйся этому дню.
– Если бы всю жизнь вы могли есть одно блюдо, что бы это было?
– Персики.
Ирина ГУЛИВАТАЯ