И только на первый взгляд покажется, что это обычная сказка о гигиене.
Вот так кино!
Режиссёр-постановщик КАТК Дмитрий Смирнов признаётся, что Корней Чуковский – один из самых любимых его детских поэтов и писателей.
– Когда я его перечитывал в очередной раз, обратил внимание, что некоторые произведения, например, «Мойдодыр», «Федорино горе», у него подписаны как «кинематограф для детей». И мне стало интересно, что это для него означало и как воплотить это на сцене, – рассказывает он предысторию создания спектак-ля. – Сам кинематограф того времени (сто лет назад) он не очень любил, скептически относился к нему. Но принцип работы ему очень понравился: быстрая смена картин, высокая динамика, очень много образов, эмоциональный диапазон в эпизоде от радости до полной трагедии. И всё на фантазии! Всё как у детей. В книге «От двух до пяти» он описывает клиповое мышление. Тогда слова «клип» не было, а мышление было такое же у детей, – объясняет Дмитрий Смирнов.
А особое удовольствие при работе со сказками Чуковского заключается в том, что для самого режиссёра это неповторимый мир, в котором все истории немножечко перекликаются. Действительно, если проанализировать, то тот же Крокодил появляется не только в оригинальной одноимённой истории, но и в «Телефоне», «Мойдодыре».
– Мне захотелось посмотреть, как они могли бы сосуществовать. Поэтому в сказке «Федорино горе» есть слова: «Но чудо случилося с ней» – и вот появляется чудо-дерево у нас в сказке. «Остались одни тараканы» – и начинается история с тараканами. Выбирая элементы, мы вкрапляли отдельные сказки, – отмечает Дмитрий Смирнов.
Те же черти сбивают с толку ангела, чтобы его спровадить и устроить безобразие, используя новостные газетные сводки, оформленные в виде строчек «Путаницы». А когда он отвлёкся, то обрушились несчастья на голову бабушки Федоры. Нет, её горе вызвано не тем, что она нерадивая хозяйка, а вторжением в её милый домик Тараканища и его полчищ...
Нити судьбы
В своей работе над спектаклями Дмитрий Смирнов следует принципу, что даже в постановке для детей не следует забывать о взрослом зрителе.
– В театр кукол часто приходят семьёй. И я за семейный просмотр! Но для этого нужно заинтересовать взрослого. Поэтому в этом спектакле дети считывают весёлую сказку про гигиену, а зрители постарше видят евангельские тексты. Кто-то может проследить и тему войны, те обстоятельства, которые сейчас существуют. Каждый для себя что-то находит, – говорит Дмитрий Смирнов.
Даже в комичных разборках семейства чертей, когда маленькому чертёнку родители запрещают водиться с ангелом, можно увидеть известное противостояние отцов и детей: «С тем дружи, а с этим нет», «Поступай только так». Символично и решение со-здать главного персонажа Федору Егорьевну в виде классической марионетки. По словам режиссёра-постановщика, это вполне обычное противостояние живого плана артиста и самой куклы, но только ангел единственный, кто оживляет эту куклу.
– Эти ниточки от материального к духовному, а черти, как бы ни пытались, не могут этого сделать. Поэтому и марионетка была выбрана, потому что символ хорошо читается, – отмечает Дмитрий Смирнов. – Что касается посуды, то это планшетные куколки. В сказке они как бы живые, но бездушные. Поэтому и черти их могут брать спокойно своими руками, и тараканами работают довольно грязно. По-этому планшетка и марионетка имеют своё символическое значение в зависимости от этих героев, – объясняет задумку режиссёр.
Спектакль и вправду получился невероятно живым и эмоционально насыщенным. Тут смешались и драма, и притча, и экшен. Кинематографично, как у самого детского поэта, где каждая строчка – это яркий эпизод, отдельная картинка.
– Чуковского читаешь: это побежало, это поскакало. И у тебя кадр за кадром. По этому принципу и старались работать, поэтому столько образов, – подытоживает Дмитрий Смирнов.
В каком-то смысле новая постановка Крымского академического театра кукол позволяет с новыми силами окунуться в бод-рящую пучину захватывающих стихов, знакомых с детства, но, кроме того, пересмотреть свои представления и о кинематографе, и о сказках, о светлых и тёмных сторонах жизни, о бедствиях и радостях.
Борис СЕДЕНКО