Конкурс на обновление музейного пространства в Ливадии: детали и задачи

Конкурс на обновление музейного пространства в Ливадии: детали и задачи

Фото: Борис Седенко
Крымская газета
Конкурс на обновление музейного пространства в Ливадии: детали и задачи
Среда, 05 ноября - «Крымская газета».

Объявлен старт Всероссийского конкурса на создание концепции реэкспозиции в Ливадийском дворце-музее.

Насколько сложно обновлять музейное пространство, попыталась разобраться «Крымская газета».

Взглянуть по-новому

Сам конкурс проходит в два этапа, включая отборочный тур, который продлится до 8 декабря, а также онлайн-защиту или очный финал в Ливадии 12 декабря этого года. Участникам предстоит разработать проекты в двух ключевых номинациях: «Реэкспозиция Ливадийского дворца-музея», то есть создание концепции современного использования исторического объекта, и «Экспозиция Нового музейного пространства в Ливадии». Конкурс имеет солидный призовой фонд, а также специальные награды – например, за лучшую студенческую работу.

Нет никаких сомнений в том, что данный конкурс – событие экстраординарное, а поставленные задачи интересны и трудны для специалистов. Предложенный объект имеет федеральный уровень значимости и мировую известность. Здесь состоялась судьбоносная встреча трёх лидеров антигитлеровской коалиции, которая определила послевоенное мироустройство всего земного шара. Вместе с тем это и роскошная южнобережная резиденция последнего российского императора, и творение выдающегося русского зодчего Николая Краснова. Безусловно, требуются свежие решения, вызванные и изменениями исторической перспективы, появлением новой аудитории и технологических инноваций. При этом важно сохранить подлинность экспонатов и аутентичность самой достопримечательности.

Всё течёт, всё меняется

Если обывателю кажется, что основные экспозиции в музеях статичны и погружены в глубокий сон на долгие десятилетия, то это совсем не так. Масштабные перемены в музейных пространствах происходят с заведомой регулярностью. Например, в этом году впервые за 25 лет в Государственном музее Востока в Москве была серьёзно изменена постоянная экспозиция «Искусство Индии». Её переосмысление позволило добавить для ознакомления посетителей ещё 17 произведений. Причём некоторые из работ зрители увидели впервые. Кроме того, удалось решить важную задачу – уделить внимание не только классическому искусству, но и тому, как существующая традиция продолжает развиваться в современном мире.

Перемены происходят и в пространствах Эрмитажа, обладающего крупнейшим собранием в мире. Именно для того, чтобы имеющиеся коллекции выглядели максимально выигрышно и выразительно, здесь проводится постоянная работа.

Реэкспозиция – сложный и деликатный процесс, и он не сводится к механическому обновлению предметного ряда или самого пространства. К сожалению, случаются и неудачи, как это произошло в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве при попытке осовременить залы старых мастеров. Именно из-за плохо проработанной концепции на стадии реализации проект был раскритикован. Решения привлечённого французского дизайнера пришлись не по вкусу публике. Недавно была проведена реэкспозиция, которая возвратила более классический вариант подачи живописных произведений.

Быть всегда актуальным

Дом-музей Ильи Сельвинского, конечно, намного меньше и скромнее, чем Ливадийский дворец-музей, но в течение последних двух лет провёл уже две реэкспозиции – зала, посвящённого семье поэта и его литературному наследию, и зала, посвящённого работе и творчеству поэта в период Великой Отечественной войны. Задачи стояли не менее серьёзные.

– В процессе работы был обновлён так называемый кабинет поэта, письменный стол приподнят на специально изготовленном подиуме, добавлены новые экспонаты и семейные фотографии. И главное, в зал вернулась потрясающая композиция Татьяны Сельвинской «Ретро», – рассказывает директор дома-музея Марина Гаврилюк.

Сложность реализации второго проекта заключалась в том, что отдельного зала, рассказывающего о буднях военного корреспондента Ильи Сельвинского, в музее не существовало.

– А рассказать нужно было многое. Причём идея состояла в том, чтобы посетитель музея посмотрел на войну глазами поэта. Мы постарались показать это, не следуя строго хронологии событий, а давая, согласно дневникам Сельвинского, наиболее важное – то, что оставило самый глубокий след в его душе, – говорит Марина Гаврилюк.

В то же время наша собеседница отмечает, что любая экспозиция со временем устаревает, появляются новые тенденции, новые сведения, которые расширяют экспозиционный ряд.

– Хочется показать многое из того, что до этого не было доступно посетителю. Поэтому реэкспозиция со временем становится необходимостью, – подчёркивает она.

Борис Седенко

Ранее мы писали, что Крымчане могут принять участие в конкурсе на новую концепцию экспозиции Ливадийского дворца и получить 1 млн рублей



По теме

Читаемое