Китайский фарфор и баня XVII–XVIII веков: что скрывают стены Ханского дворца и на каком этапе реставрация

Китайский фарфор и баня XVII–XVIII веков: что скрывают стены Ханского дворца и на каком этапе реставрация

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
Китайский фарфор и баня XVII–XVIII веков: что скрывают стены Ханского дворца и на каком этапе реставрация
Четверг, 11 декабря - «Крымская газета».

В Ханском дворце завершили реставрацию 12 объектов. «Крымская газета» прошлась по территории, чтобы понять, на каком этапе восстановление, когда откроют главный корпус, какие находки сделали археологи и что ещё скрывали стены и своды дворца.

БОЛЬШАЯ И ТОНКАЯ РАБОТА

Ханский дворец - уникальный памятник крымско-татарского зодчества, единственный комплекс такого уровня, дошедший до наших дней. В его состав входит 16 объектов культурного наследия федерального значения. Сейчас из этих 16 - 12 полностью отреставрированы.

- Сейчас четыре объекта - главный корпус, Графский корпус, Ханская кухня и сады с парковыми сооружениями - находятся на стадии приёмки либо активной реставрации, - рассказывает заместитель министра культуры Крыма Ольга Воробьёва. - Финансирование мероприятий превышает 4 млрд рублей. Завершение всего комплекса запланировано на декабрь 2027 года, - уточняет Воробьёва.

Реставрация стартовала в 2018 году, но не раз тормозилась. Причина проста: археологи получают открытый лист, начинают раскопки, и пока каждая находка не будет поднята, описана и изучена, строители не могут продолжать.

С этим же связано и увеличение стоимости.

- Археология не требует дополнительных средств, но меняет трассировку инженерных сетей. Когда объект вошёл в программу социально-экономического развития, его стоимость была около 3 млрд рублей, теперь - 4 млрд. Это связано с корректировкой проектов Графского корпуса, Ханской кухни, Главного корпуса и гарема. Эти объекты уже завершены и открыты для показа, - отвечает замминистра.

ГЛУБОКО КОПНУЛИ

На территории ханского дворца практически везде, где копнёшь, есть культурный слой. Например, одна из ключевых находок - баня XVII–XVIII веков. К моменту присоединения Крыма к Российской империи комплекс уже был разрушен - скорее всего, после походов Миниха и Ласси середины XVIII века. Екатерина II его посещать не могла: к этому времени баня представляла собой руины, частично разобранные после пожара.

Раскопки ведутся в персидском саду (или «персидском дворике»), примыкающем к гарему. Ранее известно было лишь о фрагментах сооружения, но масштабная очистка позволила впервые увидеть его полную планировку. Открылись мраморные полы и элементы сложной отопительной системы: керамические трубы, участки тёплого пола, штукатурка и части стеновых каналов, по которым шёл горячий воздух.

- Эта баня - объект особого статуса. Подобных в Бахчисарае сохранились единицы: Салыч-баня, баня Сары-Гюзель, и вот теперь - этот комплекс. Мраморные полы, редкие фрагменты, коллекции трубок, посуды местного и импортного производства - всё это говорит о том, что баня была частью элитного ансамбля, - рассказывает кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии Крыма РАН и «Крымархеологии» Эмиль Сейдалиев.

Среди находок - курительные трубки, бытовая утварь, керамика, монеты, а также посуда из Османской империи, Китая, Ирана и европейских мастерских. Сейчас предметы проходят камеральную обработку, каталогизацию и готовятся к передаче музею.

Эта коллекция отражает торговые и дипломатические связи ханства:

- Китайский фарфор XVII–XVIII веков - показатель высокого статуса владельцев. После распада Золотой Орды великие торговые маршруты не исчезли, их традиции сохранялись. Торговцы привозили сюда предметы из Китая, Ирана, Османской империи, Европы. Такие находки показывают, насколько широкими были дипломатические, культурные и экономические связи региона, - уточняет учёный.

Сейдалиев добавляет, что на участке основные раскопки уже завершены:

- Здесь археология закончена полностью. Сейчас мы ждём утверждения проекта музеефикации. После этого баня будет законсервирована и интегрирована в музейный маршрут.

РОДНОЙ КАМЕНЬ

Реставрация дворца - это не только возвращение подлинного облика, но и адаптация памятника XVI века к современным требованиям музея. Чтобы дворец жил, принимал посетителей и оставался устойчивым, его необходимо оснастить инженерными системами - от водоотведения до электрики, - не нарушив историческую структуру. Именно эти задачи сейчас выполняются на ключевых участках комплекса.

- Сейчас на Главном дворе завершается устройство ливневой канализации, чтобы вода не разрушала историческую кладку. Мы проложили траншею ливнёвки, и теперь ведём мощение: укладываем камень, который повторяет исторический вид. Подпорные стенки уже отреставрированы и закрыты черепицей. Установлены солнечные часы - пока без финальной отделки, но конструкция полностью воссоздана; восстановлены большие и малые фонтаны. Газоны будут возвращены, розарий - пересажен, но сохранён, - рассказывает Директор ГАУ РК «Дирекция по централизованному обслуживанию и развитию учреждений сферы культуры» Наталья Коротаева.

Одновременно с этим ведутся работы на тех участках, которые чаще всего вызывают опасения у крымчан - якобы дворец «разбирают» или заменяют подлинные элементы на новые. Коротаева поясняет нам:

- Мы максимально тяготеем к аутентичным материалам: черепице, древесине, камню. Да, в прошлом местные жители снимали историческую черепицу для частных домовладений - это известный факт. Но сейчас, когда объект под государственной охраной, подобное исключено. Работу контроля ведут авторский надзор и научный руководитель: искусствоведы, историки, реставраторы.

А самыми дорогими видами работ являются те, что требуют высокой квалификации: восстановление монументальной живописи и декоративных элементов.

- Конечно, самые затратные работы - работа художников-реставраторов. Это специалисты, аттестованные Минкультом РФ. Они воссоздают живопись не только на стенах, но и на деревянных элементах, дверях, витражах. Это тонкая работа, и её стоимость формирует значительную часть сметы, - уточняет директор.

При этом сложности с материалами фактически отсутствуют: дворец исторически построен из местного камня.

- Ханский дворец всегда строился из крымского камня - известняка и ракушечника. Не было смысла вести строительный материал издалека. Поэтому и сегодня все работы выполняются с применением тех же пород. Камень сохраняется: его можно укрепить, заинъецировать, «протезировать». Это касается и фундаментов, и стен. На объекте много подлинного. Например, в конструкциях типа фахверка - деревянного каркаса, куда закладывается камень. Мы вскрывали балкон в фонтанном дворике: научный руководитель решал, можно ли сохранить балки. Мы укрепили их - специальными составами и клеями. Проще было заменить на новые. Но наша задача - сохранить, - подчёркивает Коротаева.

ЗАГЛЯНУТЬ В СПАЛЬНЮ

Мы заглянули и в Главный корпус – здесь работы самые тонкие и художественные. Реставрация требует ювелирной точности: художники поднимают исторические слои по старинным рисункам, архивным чертежам, фотографиям XIX века. На месте постепенно открываются новые фрагменты декора - процесс сложный и постоянно корректируемый. Предполагается, что северная часть Главного корпуса будет завершена в мае 2026 года.

В блок входят три комнаты, сгруппированные вокруг лестничного марша: так называемая екатерининская спальня, просторная столовая и небольшая гардеробная с резным деревянным шкафом.

Историк, искусствовед, художник-реставратор и руководитель группы реставраторов Татьяна Вихрева рассказывает особенности интерьера:

- В этом помещении сохранены основные признаки декора, которые были обязательны как в жилых, так и в представительских покоях. Отличия между ними чаще были количественные, а не принципиальные. Здесь сохранились витражи, камин, полочка «ра» для парадной посуды. Присутствуют аркады - характерный элемент дворцовых интерьеров.

Подобные решения мы видим и в Золотом кабинете, и в Посольском зале, и на фасаде Большой ханской мечети, оформляющей ханскую ложу.

Потолки - подшивные, деревянные, наборные, с «сетчатым» рапортом из фигурных реечек. Их структура наследует старые традиции, хотя часть потолков была переделана в советский период. Около пятнадцати лет назад пытались воссоздать потолок по фотографиям Болдырева, но он оказался в неудовлетворительном состоянии - сейчас реставраторы укрепляют рейки и центральный плафон без демонтажа, прямо на подмостях.

В соседней комнате сохранился характерный османский шкаф-ниша и интересный камин - явные признаки жилого пространства.

- Шкаф такого типа - типичная деталь османского быта, традиция, которая сохранялась и в Крыму. Росписи здесь прекрасные, но мы не можем утверждать, что они относятся к царскому периоду. Это пейзажи. Однако сама конструкция шкафа опирается на татарские и османские традиции, - поясняет Вихрева.

Отдельную ценность представляют росписи камина и стен.

- По технике они относятся к XVIII веку, вероятно, к периоду подготовки к приезду Екатерины, но утверждать однозначно нельзя. В зондажах видны элементы декора - от навершия до портала. Зелёный мрамор, который вы видите, - характернейший признак ханского XVIII века. Слой - около восьми миллиметров на растительном клее, поверх наносится двухмиллиметровый слой пигмента на животном клее. Это близко к тому, что сегодня называют венецианской штукатуркой, - рассказывает Вихрева.

Назначение комнаты после перестройки установить точно невозможно.

- Мы можем только предполагать: возможно, помещение предназначалось для ближней обслуги Екатерины или для высокопоставленных лиц из свиты. Но это лишь гипотезы, - уточняет реставратор.

СПРАВКА

Сегодня экскурсии идут по Ханской мечети, гарему, трём дюрбе. На улице развернута экспозиция «Ханская семья». В ближайшее время откроются библиотечный и конюшенный корпуса - туда уже завозят экспонаты. В бане Сэр-Гюзель оборудовано музейное окно.

Диана МАСЛОВА.



По теме

Читаемое