Римский военный лагерь в Крыму: история крепости Харакс

Римский военный лагерь в Крыму: история крепости Харакс

Фото: Иван КОВАЛЕНКО
Крымская газета
Римский военный лагерь в Крыму: история крепости Харакс
Четверг, 25 апреля - «Крымская газета».

В центре Южного берега расположился обрывистый мыс Ай-Тодор. На протяжении многих тысячелетий в этот каменистый клочок суши люди упрямо вкладывали средства и души.

Муза истории сохранила для нас некоторые имена. Перейдя в параллельные миры, они стали genius loci – хранителями, определяющими сущность местности.

БЛАГОДАРЕНИЕ НЕМЕСИДЕ

Первыми начали осваивать эту землю римские легионеры: в I веке новой эры Цезарь пришёл на выручку городу Херсонесу Таврическому, ослабленному военными столкновениями со скифами. Хорошо обученные воины сумели не только утихомирить беспокойные племена, но и принесли на берега «Негостеприимного моря» полезные новшества, в частности, построили первые полноценные дороги. Охраняли их специальные подразделения. Одним из них командовал опытный служака Тит Флавий Цельсин. Его звание – бенефициарий – предполагало определённые привилегии. Тит обзавёлся семьёй, родились дети.

Немирные времена вынуждали солдата часто доставать оружие. Как-то раз, возможно, сопровождая группу мирного населения, среди которого находились и его родные, Титу пришлось вступить в бой с неприятелем. Силы были неравны, но богиня судьбы Немесида приняла сторону римлян. О событии двухтысячелетней давности красноречиво рассказывает найденный археологами памятник – небольшой каменный алтарь с надписью: «Немесиде Хранительнице. Тит Флавий Цельсин, бенефициарий XI Клавдиева легиона, за спасение себя и детей поставил по обету».

СВЕТ НАДЕЖДЫ

Римляне назвали крепость Харакс. Стояла она в очень удобном месте: отсюда можно было не только контролировать ситуацию на суше, но и наблюдать за обширной акваторией. В помощь морякам возвели маяк. Менялись времена, превращались в руины строения, но маяк на обрыве уже две тысячи лет указывает верный путь кораблям. Нынешняя массивная башня, увенчанная стеклянным куполом, появилась в 1876 году. Архитектурный стиль постройки – ампир – вполне соответствовал эпохе: в округе уже появились виллы представителей правящей династии. Великие князья, в свою очередь, считали своим долгом посетить маяк Ай-Тодора.

Под стать маяку были и его смотрители. С 1978 по 2022 год – более 40 лет! – трудился здесь Юрий Тюрин. Его называли последним романтиком моря: наряду с безупречным выполнением служебных обязанностей, Юрий Иванович создал своеобразный музей, посвящённый мореплаванию. К сожалению, хранитель ай-тодорской святыни ушёл из жизни, не успев передать коллекцию в надёжные руки. Хочется верить, что на маяке будет организован филиал Музея Черноморского флота.

ВЛАДЕТЕЛЬ ХАРАКСА

В 1904 году поблизости от маяка развернулась большая стройка: родственник императора Георгий Михайлович Романов начал облагораживать приобретённую землю. В память о римской крепости поместье получило звучное имя Харакс. Оправдывая историческое название, территория порадовала археологическими находками. Августейший коллекционер был в восторге: теперь, наряду с его уникальным собранием старинных монет, стала формироваться экспозиция древностей, обнаруженных на Ай-Тодоре.

Прекрасный знаток истории и культуры, Георгий Романов с энтузиазмом воспринял царский указ о назначении его управляющим Русским музеем и отдал крупнейшему художественному собранию страны 22 года бескорыстного служения.

В крымском имении рачительный хозяин развил бурную деятельность: устроил в горах «превосходный коровник», фруктовый сад с элитными сортами. Молочные продукты расходились по соседству, высочайшим родственникам, а урожай яблок и груш закупал Торговый дом Елисеевых.

На склоне, открытом морскому простору, сановник определил возвести виллу в окружении парка. Проектирование и строительство поручил ялтинскому архитектору Николаю Краснову.


МАСТЕР СТИЛИЗАЦИИ

Владеющий умением вписать любой архитектурный образ в крымский ландшафт, Краснов к моменту заключения договора с Георгием Николаевичем уже украсил соседние имения: построил марокканский форт Дюльбер для великого князя Петра Николаевича и итальянское палаццо для вельмож Юсуповых. Новый заказчик поставил условие: не повторяться. Сказано – сделано: «Дворец исполнен в современном шотландском вкусе из местного известняка мозаичной кладкой со вставкой орнаментальных частей и покрыт английской черепицей», – пишет зодчий. Простоту и целесообразность отметил высокий гость – Николай II, специально приехавший на новоселье.

Выдержанные в едином стиле серокаменные домики под островерхими красными крышами создавали впечатление уютной деревушки. Глаз не устаёт любоваться сложными изгибами полигональной кладки стен, где многоугольные камни подогнаны один к другому без малейшего зазора, и поневоле останавливается на странном элементе декора – трёх кругах, помещённых в центр окружности. Эзотерическая традиция трактует этот символ как олицетворение времени: прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом вечности.

СОВЕРШИВШАЯ ЧУДО

В некотором отдалении от виллы, на возвышенности, поместили церковь. Её облик Краснов сформировал в духе кавказского зодчества, напоминавшего Георгию Романову его детство и юность. В 1912 году храм освятили в честь равноапостольной Нины, принесшей в IV веке в Грузию свет христианства.

В народе сохранились легенды о молитвенной силе праведницы, исцелившей от тяжких хворей царя Иверии. А спустя 600 лет святая Нина совершила чудо в Крыму. Дочь Романовых, четырёхлетняя Нина, заболела дифтерией. Спасли девочку от смерти врачи и горячие молитвы, которые возносили родители.

Храм недолго радовал прихожан. Богоборческая власть обезобразила Божий дом: сорвала крест с купола, разбила иконостас. Мозаичный образ Спасителя на фасаде также подлежал уничтожению, но совестливые люди тщательно замуровали икону штукатуркой.

Здание использовали под склад, оно со временем ветшало. Когда отношение к религии в стране стало меняться, общественность заговорила о возрождении замечательного памятника истории и архитектуры. И произошло чудо! После ливня штукатурка осыпалась – и на солнце засиял несокрушённый лик Христа.

СЧАСТЛИВЕЙШИЙ ИЗ СМЕРТНЫХ

Древность Харакса подчёркивает беседка среди можжевельников: маленький фонтан окружают 12 колонн. Согласно одним источникам, это подлинный античный артефакт, привезённый сюда из Эллады по желанию супруги Георгия Михайловича, дочери греческого короля. По другой версии – колонны когда-то украшали сгоревший в 1881 году царский дворец в Ореанде и были подарены владельцам имения Николаем II.


Если приглядеться, в витиеватом рисунке мраморовидного известняка можно увидеть… ухо. Безмолвный камень слышал немало тайн. Одна из них связана с Дмитрием Шостаковичем.

Будущему музыкальному гению не исполнилось и 17, когда у него возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Операция прошла успешно, а реабилитацию врачи настоятельно советовали провести в Крыму. Летом 1923 года в санатории «Харакс» Митя познакомился с Таней Гливенко.

Местом их встреч стала «Античная беседка». Юношеская влюблённость переросла в душевную привязанность и, пройдя сквозь бурю переживаний, воплотилась в приношение Татьяне – Первую симфонию, сделавшую начинающего композитора всемирно известным.

Иван КОВАЛЕНКО, краевед





По теме