Керамика, фарфор и фаянс: в Ялте открылась тематическая выставка «От ремесла к искусству»

Керамика, фарфор и фаянс: в Ялте открылась тематическая выставка «От ремесла к искусству»

Фото: Татьяна Агаркова
Крымская газета
Керамика, фарфор и фаянс: в Ялте открылась тематическая выставка «От ремесла к искусству»
Вторник, 04 июля - «Крымская газета».

Пять империй ждут вас

Курортный сезон  в разгаре… И если утром туристы, как правило,  устремляются на пляж,  то  после обеда задумываются, что бы интересного посмотреть.

Поэтому не забывают в курортной столице Крыма и о культурной составляющей любого отдыха. Городу в этом году исполняется 185 лет. И к круглой дате Ялтинский историко-литературный музей и Алупкинский музей-заповедник создали уникальную по красоте выставку вазописи, керамики, фарфора и фаянса – «От ремесла к искусству». Она открылась в здании ялтинского музея на ул. Пушкинской. Это первый такой совместный проект в рамках Соглашения о межмузейном сотрудничестве. И результат превзошёл  ожидания! Сочетание на одной выставочной площадке лучших образцов художественной керамики Античной Греции, знаменитых школ стран Востока и Запада Нового времени, фарфора императорских заводов Российской империи представляют реальную и красочную картину.

Заходя в выставочный зал, погружаешься сразу в несколько эпох и империй.  Античное время представлено богатейшей коллекцией керамики из имения Ай-Тодор, принадлежавшего великому князю Александру Михайловичу. В уникальном собрании ялтинского музея насчитывается более тысячи древнегреческих и римских столовых и парадных ваз, туалетных сосудов, светильников, терракотовых статуэток и масок, расписных сосудов выдающихся древнегреческих центров вазописи: Коринфа, Аттики, Апулии VII – IV вв. до н. э. 

Особую ценность представляют китайские и японские фарфоровые и фаянсовые изделия XVIII – XX вв., переданные из Восточного музея.  Ранее они украшали дворцы представителей царской фамилии на Южнобережье – фарфор в XVIII веке ценился дороже золота! Пожалуй, самое сильное впечатление в восточной коллекции производит выразительное изображение фигур львов из фаянса «Львы-Фо» (Китай, XVIII в.), которые олицетворяют идею власти правителя страны, наделённого могуществом и силой.

Несколько витрин занимает знаменитый  мейсенский фарфор.  Изящная «Птичка» и великолепная статуэтка «Маркиза» созданы собственноручно (что особенно ценно!) знаменитым мастером-модельером Иоганном Иоахимом Кендлером. Уникальным произведением является скульптура «Свинка» шотландской фабрики «Изделия Уэмисс», представленная Алупкинским дворцом-музеем.

Гордость собрания Алупкинского дворца – произведения русского фарфора XVIII – XIX веков. Императорской фарфоровый завод, основанный в Петербурге в 1744 году, обеспечивал в основном нужды царского двора. Особо ценились  жанровые фарфоровые сценки, например, скульптура «Охотник с дочкой», исполненная по модели Августа Шписа – главного модельмейстерома императорского завода.

О каждом из 163 экспонатов выставки можно рассказать целую историю – романтическую или трагическую. Но лучше – увидеть самому и окунуться в историю пяти империй, созданную двумя южнобережными музеями!

Татьяна АГАРКОВА  



По теме

Читаемое