Каморка мамы Лары: как работает единственный в Крыму театр-студия марионеток

Каморка мамы Лары: как работает единственный в Крыму театр-студия марионеток

Фото автора
Крымская газета
Каморка мамы Лары: как работает единственный в Крыму театр-студия марионеток
Воскресенье, 14 августа - «Крымская газета».

В Евпатории 36 лет успешно работает единственный в Крыму и один из немногих в стране театр-студия марионеток.

С РЕМОНТОМ, НО БЕЗ РЕКЛАМЫ

«Театр начинается с любви!» – когда-то глубоко заметил Роман Виктюк. И евпаторийский муниципальный театр-студия кукол «Марионетки» – тому идеальный пример. Вот уж где немногочисленные единомышленники десятилетиями воистину служат искусству. Истово, преданно, честно. На все сто. Не жалея сил и особо не заботясь о благополучии. Ибо их благополучие – занятие любимым делом. Несомненно, нужным и важным. Исполненным света, что способен освещать самые тёмные углы, в том числе и человеческой души. Как, впрочем, и малоприметный «пьяный угол» в начале улицы Интернациональной, в который более десяти лет назад загнали легендарный театр. Загнали после того, как в начале века его «дом» мэрия выставила на аукцион.

– Здание в переулке Музейном, в котором были сцена и зал на 120 мест, вопреки закону продали по остаточной стоимости за копейки, не предоставив коллективу театра права выкупа (сегодня там располагается гостиница. – Ред.), – с горечью вспоминает руководитель «Марионеток» Лариса Дубова.

После многократных обращений уникального коллектива те же чиновники, что фактически выгнали его на улицу, смилостивились и выделили «Марионеткам» зал в помещении библиотеки, которая располагалась в ветхом здании более чем вековой давности. И только осенью 2017 года муниципалитет передал театру всё помещение бывшей библиотеки. С тех пор в рамках субсидии федеральной целевой стратегии «На поддержку творческой деятельности и укрепление материально-технической базы муниципальных театров в населённых пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек» «Марионеткам» приобрели одежду сцены, сценическое оборудование, звуковую аппаратуру и световую технику, костюмы, кондиционеры, швейное оборудование и даже грузопассажирский автобус. Более того, за счёт средств субсидии театр поставил несколько новых спектаклей. В 2019 году в рамках ФЦП в здании провели капитальный ремонт.

– Не могу, правда, никак выпросить у муниципалитета денег на билборд с рекламой нашего театра, – сетует Лариса Дубова. – Говорят, необходимые на рекламу 50 тысяч рублей мы сами должны заработать. Наш театр, как и другие организации, что заняты детьми, фактически задействован в формировании будущего страны. Мы закладываем фундамент. Нельзя, закладывая фундамент, стремиться ещё и заработать на детях.

ОТ ГРИШИ ДО «ПОТЕШЕК»

До 1990-х театр-студия носил название «Потешки». Лариса Дубова убеждена, что оно более точно соответствует избранному художественному вектору коллектива, да и само его звучание по-детски игриво и уютно.

– Пока на одной из встреч тогдашний председатель горисполкома не спросил: «Над кем потешаемся?» Потом заметил, что в Киеве есть театр «Марионетки». Так в приказном порядке нас и переименовали.

За 36 лет существования в театре поставили десятки кукольных спектаклей, театрализованных представлений и развлекательных программ для детей и подростков с участием кукол-марионеток, планшетных, перчаточных, ростовых кукол и кукол-тантамаресок. Сейчас в «труппе» около 300 кукол и три актрисы. Самой пожилой кукле по имени Гриша – 80 лет. Её вместе с ещё пятью мать Ларисы Владимировны Римма Дубова почти полвека назад приобрела у вышедшего на пенсию харьковского артиста Николая Колесника. Будучи режиссёром, она заметила пробуждающуюся у дочери любовь к кукольному театру.

– С Гришей, который тогда, правда, ещё был Петрушей, этот артист юношей во время Великой Отечественной войны выступал в госпиталях перед красноармейцами, – рассказывает руководитель «Марионеток». – Петруша пел частушки про Гитлера.

Позже в Ленинграде Лариса Владимировна окончила двухгодичные курсы повышения квалификации по механизации кукол при легендарном Театре марионеток имени Евгения Деммени. Благодаря курсам она научилась создавать и ремонтировать куклы.

– Однажды, когда сверлила в кукольных суставах дырочки, заодно просверлила себе палец, – с улыбкой вспоминает она. – Почти все наши куклы я создала сама. Когда кукла делает первый шаг, я всегда говорю: «С днём рождения!» Мне кажется, что она родилась, пошла и стала живой. Может, это глупость моя профессиональная, но есть что-то мистическое в том, что мёртвые предметы оживают: ходят, разговаривают, смотрят. Когда умер основатель Народного театра кукол Евпаторийского городского Дома культуры Георгий Межов, администрация последнего выбросила его куклы на мусорку. Когда я их там увидела, мне плакать хотелось: на мусорку выбросили огромный труд человека. Умер человек – и умер его театр. Да, коллектив не был профес­сиональным, но в этих куклах была любовь, была душа! И я взяла их, отремонтировала, отреставрировала и подарила детскому саду. Какое-то время они радовали детей.

«А КАК ЖЕ ДЕТИ?»

За прошедшие с момента основания годы «Марионетки» неоднократно становились призёрами и дипломантами международных фестивалей и конкурсов. Немало наград украшают стену в кабинете директора театра. Среди них привлекает внимание медаль с профилем худрука Российского государственного театра «Сатирикон» Константина Райкина. Её знаменитый артист собственноручно преподнёс Ларисе Владимировне в благодарность за развитие культурных связей между Россией и Украиной. Дело в том, что в начале века на базе «Марионеток» два года подряд проводился международный форум, посвящённый экономическому развитию театра. В нём участвовали два десятка российских и украинских театров.

Однако наиболее дорогой для Дубовой награды на стене нет.

– Где-то в шкафу лежит, – говорит она. – Это грамота, которую мне за творческий труд и вклад в искусство вручил Богдан Ступка в бытность министром культуры Украины. Ценность её – в душевности, с которой Богдан Сильвестрович преподнёс эту награду. Он вручал её прежде всего как театрал, а не чиновник, отчётливо представляя наш тяжкий труд. Я ему тогда сказала, что хочу всё бросить, устала биться, бороться. А он в ответ: «А как же дети? Они же вас любят и ждут новых спектаклей!» Иной раз иду по городу, подбегает ребёнок, обнимает и говорит: «Я в вашем театре был!» И уже думаешь, может, не зря столько времени на всё это потратила.

КСТАТИ

Помимо евпаторийского театра-студии «Марионетки», в России одноимённую систему кукол практикуют лишь в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Лариса Дубова: самой старой кукле в театре-студии «Марионетки» Грише – около 80 лет.

Алексей ВАКУЛЕНКО



По теме