
Владимир Строевский, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по психотерапии Минздрава РК
Как справляться с конфликтами на работе
Конфликты – всегда серьёзная помеха для продуктивной работы, но они случаются в каждом коллективе и это нормально. Как показывают результаты исследований, каждый пятый офисный сотрудник хотя бы раз с этим сталкивался. Иногда разногласия заканчивались увольнением: 27 % покидали работу по собственному желанию, а ещё с 2 % работодатели расторгали трудовые отношения из-за конфликтов в коллективе.
Среди причин «столкновений» лидируют сплетни на работе. На втором месте – доносы начальству со стороны коллег, на третьем – конфликты из-за низкой работоспособности сотрудников.
Самый правильный шаг – построить диалог и выяснить, можно ли устранить причину. Важно понимать степень включённости человека и оценить, какие риски несёт этот конфликт. Я против «войнушек» на работе. Правда всегда кроется в открытом диалоге. Иногда это сложно, но только так можно устранить корень проблемы. Другое дело, если перед вами манипулятор, с ним сложнее всего выйти из конфликта.
Манипулятора нужно ловить «за руку», но стоит помнить: это может усилить конфликт. Помогает только диалог на равных. У специалистов есть протоколы работы в конфликте. Например, SPIKES – при сообщении плохих новостей, и BUSTER – при общении с конфликтными пациентами. Каждая буква обозначает этап беседы, в случае с конфликтными пациентами протокол такой: будь готов, выслушай без осуждения, соблюдай «правило шести секунд», попроси рассказать больше, сопереживай и подтверждай, а в ответе используй конструкцию «хотелось бы». Если вас оскорбляют или повышают голос, нужно помнить, что это не о вас и не из-за вас, это разговор о чужих чувствах.
В момент конфликта можно разглядывать оппонента: негативные слова неприятного собеседника воздействуют на слух, и следует зафиксировать внимание на зрительном восприятии обидчика. Действует и визуализация противника: представьте раздражающего вас человека в какой-нибудь совершенно другой ситуации, желательно смешной и нелепой. Можно изо всех сил потереть ладони, пока они не станут горячими, растереть уши. Это нужно, чтобы снять напряжение и сосредоточиться на работе.
Многие задаются вопросом: как себя вести, если вдруг к вам подошёл не совсем адекватный человек? Первое, чего точно не стоить делать, – называть человека «психически больным», второе – не убегать в панике. У нас есть закон о психиатрической помощи и понятие презумпции психического здоровья. Поэтому не стоит каждому незаурядному человеку приписывать психиатрический диагноз.
Безопасность – приоритет. Право на защиту есть у каждого. Если диалог всё же продолжается, не стоит спорить или говорить «нет». На многие фразы лучше отвечать утвердительно, но поступать по-своему – это помогает избежать эскалации.
Подготовила Анастасия ЧЕБАНОВА.