
В «запасной столице» России действуют автобусные маршруты для театралов.
Фантастика какая-то
Занавес мягко опускается под аплодисменты зрителей на сцену Самарского академического театра драмы им. М. Горького, завершая первое отделение. Антракт! Театралы, оживлённо обсуждая увиденное, отправляются на перерыв в фойе или буфет. В это время приятный голос диктора сообщает, что по завершении спектакля все желающие могут воспользоваться услугой «театрального автобуса», администраторы подскажут, где можно сделать посадку... Для симферопольца это звучит почти как фантастика!
Но действительно, неподалёку от театра, на другой стороне дороги пассажиров ждёт городской автобус. Можно сесть и преспокойно уехать в отдалённый район города…
Оказывается, театральные автобусы работали в Самаре ещё в советское время. Затем прекрасная традиция по объективным причинам была забыта, но возобновлена около семи лет назад. Развозят зрителей автобусы по четырём маршрутам. Транспорт ожидает посетителей театра в течение получаса после завершения спектакля, так что зрители могут без спешки даже при большом скоплении театральной публики забрать из гардероба свои вещи и успеть на автобус. Последний рейс отправляется в 23 часа. Услугой могут воспользоваться зрители двух ведущих театров, расположенных в самом центре города, – поклонники Самарского академического театра драмы и Самарского академического театра оперы и балета.
Сродни лотерее
Как же хочется отблагодарить артистов за их искусство, искупать их в продолжительной овации. Особенно когда спектакль для коллектива важный, волнительный и премьерный. К сожалению, не каждый зритель готов задержаться, чтобы потратить лишние десять минут на чествование актёров, режиссёра-постановщика и всех тех, кто создавал магию театрального вечера. Некоторые, не дожидаясь завершения, срываются с места, чтобы успеть на маршрутку. Эта причина, например, в Симферополе не редкость. Собственно, иногда проблема выбора к тому и сводится: посетить спектакль и с трудом добираться домой или вообще не пытаться разнообразить свою культурную жизнь.
– К сожалению, транспорт ходит лишь до 19.40, а позже уехать домой проблематично, разве что на такси, но и с этим бывают трудности. А поскольку далеко не у всех есть возможность переночевать в городе, многие не могут позволить себе, казалось бы, такое доступное всем удовольствие, как театр, – говорит жительница симферопольского посёлка Айкаван Маргарита.
По её словам, с такими трудностями сталкиваются и в Каменке, и жители Акрополиса, но туда хоть и редко, но до 21 часа что-то ходит. Но в целом это лотерея – повезёт или не повезёт.
Такого же мнения придерживается и Михаил, который живёт в районе автостанции «Западная».
– После девяти добираться до дома не так просто, потому что некоторые автобусы просто не выходят на маршрут... Приходится либо надеяться на чудо, либо заказывать такси. Или ехать с пересадками. Если ходить в театр раз в несколько месяцев, то это приключение оправдано, но если чаще, то становится намного сложнее, – отмечает он.
Студент Виктор тоже сетует: имея преимущества в виде Пушкинской карты, не так легко ею воспользоваться.
– Хотелось бы гораздо чаще посещать театры Симферополя, но живу довольно далеко. В район Фонтанов трудно уехать после представления. На такси дорого, часто не покатаешься. А пешком уже холодно ходить. На общественном транспорте тоже не так просто – вечером его почти нет. Поэтому ищу альтернативу и пытаюсь в онлайне всё смотреть.
Обществу на пользу
Старожилы-симферопольцы припоминают, что в советское время в выходные дни продлевали время работы общественного транспорта именно для того, чтобы люди могли успеть посетить культурные мероприятия. По мнению заслуженного работника культуры РК, руководителя литературной части Государственного академического музыкального театра РК Татьяны Снегирёвой, появление спецтранспорта для зрителей определённо благоприятно сказалось бы на посещаемости театров и расширении аудитории, особенно если маршруты будут охватывать близлежащие к столице посёлки Симферопольского района. Может быть, столице Крыма стоит перенять такой любопытный опыт Самары?
Борис Седенко