Гидрографическая служба ВМФ: вклад в навигацию и охрану морей

Гидрографическая служба ВМФ: вклад в навигацию и охрану морей

Фото: Владимир ПАСЯКИН
Крымская газета
Гидрографическая служба ВМФ: вклад в навигацию и охрану морей
Понедельник, 13 октября - «Крымская газета».

Вчера военные моряки-гидрографы отметили свой профессиональный праздник. Почему выбран именно этот день, «Крымская газета» спросила у начальника Гидрографической службы ЧФ капитана 1-го ранга Владимира Афанютина.

ТРИ ВЕКА РАБОТЫ

– 13 октября 1827 года было создано Управление генерал-гидрографа, ставшее родоначальником современной Гидрографической службы Военно-Морского Флота РФ. Первым генерал-гидрографом был вице-адмирал Гавриил Андреевич Сарычев – выдающийся российский исследователь-океанограф, который являлся составителем большого количества карт Балтийского, Берингова и Охотского морей. В 1837 году Управление генерал-гидрографа было преобразовано в Гидрографический департамент, а в 1885 году на его основе было образовано Главное гидрографическое управление при Морском министерстве, – рассказал Владимир Афанютин.

Благодаря трёхвековой работе гидрографов российского ВМФ создана одна из самых больших на планете коллекций морских навигационных карт и пособий для плавания. В ней насчитывается около 8 400 адмиралтейских номеров морских карт и ещё 620 пособий и руководств для плавания. Составление и корректировка морских карт и разного рода пособий проводится и сегодня, ведь океанские и морские акватории меняются постоянно. И современные карты должны отражать эти изменения: от этого зависит безопасность мореплавания.

Сегодня Гидрографическая служба Военно-Морского Флота РФ успешно решает целый ряд задач, активно участвуя с самого начала в специальной военной операции.

В особом режиме функционируют сейчас и все крымские маяки. Это означает, что корабли и суда Черноморского флота получают информацию от них только в нужное время и с характеристиками сигналов, недоступных противнику. Уверенно справляются с поставленными задачами коллективы маячников на мысах Сарыч, Херсонес, Тарханкут, Ай-Тодор, в Заозёрном и другие.

НА БОЕВОМ ПОСТУ

«Крымской газете» удалось побывать на Тарханкутском маяке – важном объекте гидрографического района, где начальник – капитан 2-го ранга Павел Сурядов.

– Появление в России первых маяков в начале XVIII века неразрывно связано с зарождением российского военно-морского флота, – рассказывает Павел Сурядов. – Согласно царскому указу все маяки были переведены из частной собственности в подчинение морского ведомства «для обеспечения надлежащего надзора и для безопасности мореплавания». Впоследствии задача по обеспечению работы маяков была возложена на Гидрографический департамент.

Большой урон понесли маяки в периоды Первой и Второй мировых войн. Маячники (так называют работников команды, обслуживающей маяки) в военные годы первыми подвергались атакам с воды, земли и воздуха.

Если сегодня говорить о Тарханкутском маяке, то он среди крымских маяков ближе всех находится к районам боевых действий и, как уже сообщали СМИ, не раз подвергался нападениям со стороны противника с неоднократными попытками высадки диверсионно-разведывательных групп ВСУ. Но все эти попытки оканчивались неудачей, враг был разбит и повержен. Маяк и его инфраструктура не пострадали благодаря надёжной защите как с моря, так и с воздуха.

ПРИЗНАН ЛУЧШИМ

Тарханкутский – самый северо-западный крымский маяк и один из старейших. Кстати, ровесник Херсонесского маяка. В 2016 году маяк отметил 200-летие.

– Он представляет собой 38-метровое сооружение, выложенное из белого инкерманского известняка, – рассказывает начальник маяка старший мичман запаса Владимир Махутин. – Толщина стен у основания более полутора метров. Построен настолько добротно, что во время известного землетрясения 1927 года  маяк не пострадал, хотя его башня раскачивалась из стороны в сторону. Ранее его обслуживала команда из 11 матросов, смотрителя (обычно отставного морского офицера), нескольких телеграфистов и служителей. Свет маяка исходил от масляной лампы, составленной из 15 фитилей и 15 рефлекторов. Для обслуживания судов во время тумана использовался наутофон, генерирующий звуки резкого высокого тона. До его установки использовался колокол. С тех пор многое изменилось, но, как и ранее, с нижнего этажа к сердцу маяка – его мощной лампе, зеркалам и линзе – ведёт винтовая чугунная лестница, состоящая из 142 ступенек и нескольких площадок.

Обстоятельно побеседовать с начальником маяка удалось в его небольшом и уютном кабинете, где на видном месте расположен переходящий кубок внушительных размеров. На его шильдике начертано: «Переходящий кубок начальника ОМС 47 РГС. Лучшему коллективу маяка за высокие показатели в обеспечении безопасности мореплавания и решении поставленных задач по итогам года».

– У меня небольшая, но очень надёжная команда профессионалов, – говорит Владимир Николаевич. – В качестве инженера трудится мичман запаса Валентин Алеркиев, с которым мы вместе служили. Более 20 лет трудится на маяке электромеханик Николай Зинченко, в заведовании которого находятся два дизель-генератора. Механиком работает лейтенант запаса Сергей Боженко. Самая многочисленная категория – техники. Более 20 лет трудится на маяке Ольга Уманец, около 15 лет – Лада Перепёлко. Завершает ряд техников Игорь Ивлев. Водит наш «Урал» старшина 1-й статьи запаса Александр Белоус.

В тему

Россию омывают 15 морей и 3 океана.

Цифра

Более 350 маяков насчитывается на сегодняшний день в России, и маячная сеть продолжает развиваться.

Владимир ПАСЯКИН, капитан 1-го ранга в отставке

Подписывайтесь на нас в MAXДзенТелеграмВК и ОК.



По теме

Читаемое