Исполнилось 110 лет со дня соединения Евпатории с Симферополем железной дорогой. В октябре 1915 года было завершено строительство железнодорожной линии протяжённостью 61 километр от станции Сарабуз (с 1945 года она называется Остряково) до Евпатории.
«Необходимо провести изыскания»
Между прочим, за полтора года до этого, в мае 1914-го, на несколько месяцев раньше, чем в бывшем губернским центром Симферополе, в Евпатории открыли трамвайное движение. Направление первого маршрута, по которому трамвай, кстати, передвигается до сих пор, предложил тогдашний градоначальник Семён Дуван (1870–1957).
Но куда острее для полноценного функционирования была у курортного города необходимость в других рельсах, о прокладке которых речь велась ещё с конца XIX cтолетия. Например, в мае 1898 года уездная земская управа через начальника губернии ходатайствовала о предоставлении Владимиру Ивановичу Зейлигеру концессии для постройки и последующей эксплуатации рельсового пути с механическим двигателем между Евпаторией и Симферополем. Своё ходатайство управа объясняла тем, что отдыхающие, едущие в летний сезон в Сакскую или Мойнакскую грязелечебницы либо на морские купания в Евпаторию, не могут добраться до места отдыха и лечения из-за отсутствия шоссейной дороги (в дождливую погоду сообщение с Евпаторией по грунтовой дороге и вовсе прекращалось).
Попутно обсуждалась возможность строительства между городами трамвайных путей. В январе 1900 года в Евпаторию наконец поступило официальное письмо из Министерства внутренних дел, в котором отмечалось: «Препятствий к утверждению договора с господином Зейлигером быть не может, но необходимо провести изыскания».
Владимир Зейлигер, прибывший из северной столицы в Евпаторию, чтобы начать изыскательские работы, потребовал от земской управы ходатайства перед губернской администрацией о гарантиях и разрешениях проложить трамвайные пути через тогда ещё деревню Саки (чтобы, в случае если государство начнёт строительство железнодорожного пути в Евпаторию, тот миновал Саки).
Однако и спустя шесть лет проект Зейлигера «к устройству трамвайного рельсового пути между Симферополем и Евпаторией» остался проектом. От предпринимателя потребовали устройства подъездных путей и других атрибутов полноценной железной дороги.
Не обошлось без цесаревича
К 1913 году строительство железнодорожного пути в Евпаторию стало необходимым не только для туристов: надёжная транспортная сеть, соединяющая курорт с общей сетью Российских железных дорог, способствовала бы развитию в городе торговли, транспортировки товаров и созданию в Евпатории коммерческого порта.
Как ни удивительно, не последнюю роль при принятии высочайшего решения о строительстве железной дороги между Симферополем и Евпаторией сыграли лечебные свойства грязи Сакского озера. По воспоминаниям председателя Евпаторийской земской управы Семёна Дувана, в ноябре 1913 года на приёме в Ливадийском дворце император Николай II признался, что «здоровье цесаревича быстро восстанавливается» и «в значительной степени этому способствовали грязевые ванны, для которых доставлялись сакские минеральные грязи». В ответ на это Дуван попросил государя способствовать строительству железной дороги в Евпаторию.
Постановление Совета министров о постройке железнодорожной линии Сарабуз – Евпатория было высочайше утверждено в апреле 1915 года. За счёт кредитов военного времени (шёл первый год Первой мировой войны) на постройку было ассигновано два миллиона рублей, не считая стоимости рельс и подвижного состава. Тогда же стартовали работы. Будущая линия была разделена на три перегона. Как отмечает крымский исследователь Алексей Сенин, в то время как на первом перегоне от станции Сарабуз до станции Княжевичи (ныне станция Яркая) заканчивались земляные работы, на втором они только начинались.
– 20 августа приступили к укладке рельсового пути на первом перегоне, – рассказывает исследователь. – Укладка продвигалась вперёд со скоростью в среднем одна верста в день.
Ветку длиной 57,2 км построили за три с половиной месяца и открыли 21 октября 1915 года. Примечательно, что в мае того же года на берегу Мойнакского озера открыли Всероссийскую грязелечебницу имени цесаревича Алексея.
– Для многих туристов путешествие в Евпаторию начинается именно с вагона поезда, да и сами евпаторийцы часто отправляются в поездки и возвращаются в родной город на поезде, – отмечает глава администрации Евпатории Александр Юрьев. – И каждого, кто сходит на перрон, встречает самый красивый железнодорожный вокзал Крыма.
Василий АКУЛОВ.




