Подвиг в Геройском: девять непокорённых советских разведчиков против батальона фашистов

Подвиг в Геройском: девять непокорённых советских разведчиков против батальона фашистов

Фото: Гала Амарандо
Крымская газета
Подвиг в Геройском: девять непокорённых советских разведчиков против батальона фашистов
Четверг, 09 мая - «Крымская газета».

Крымские страницы истории Великой Отечественной войны наполнены яркими примерами героизма. Но есть уникальные эпизоды: в ходе операции по освобождению полуострова от фашистов в 1944 году звания Героя Советского Союза был удостоен весь личный состав подразделения.

ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ

Село Геройское привольно раскинулось на просторах западного Крыма. Степной ландшафт Сакского района существенно разнообразят курганы. Древние памятники скифским воинам молчаливо, но выразительно рассказывают о драматической истории этих мест.

Много тысяч лет назад люди возводили на могилах своих вождей многометровые насыпи. Курганы строились из наиболее органичного и живого материала – из земли – и укрывались пластами дёрна. Благодаря природной «коже», пронизанной, как кровеносными сосудами, корнями трав, вскоре после завершения строительства курган становился неотъемлемой частью преображённого человеком пейзажа. Рукотворные холмы не только были местом поклонения героическим предкам, но и обозначали границы владений рода, служили запретными знаками для чужаков.

Один из курганов расположен на окраине Геройского. Стоит пригреть апрельскому солнышку, как крутые склоны холма украшаются изумрудно-зелёной травой, а весь май подрагивают на ветру алые маки, похожие на капли крови: сама природа вспоминает о беспримерном подвиге людей, для которых верность воинскому долгу, Родине стала дороже жизни.

ПРИКАЗ: НА ЗАПАД

80 лет назад, в начале апреля 1944 года, советская армия преодолела оборонительные рубежи фашистов на Перекопе и в Керчи. Началась операция по освобождению крымской земли от нечисти.

Наступление шло успешно, и, чтобы точнее определить дислокацию вражеских группировок, вперёд выдвигались небольшие мобильные группы разведчиков. Один из таких отрядов, которым командовал сержант Николай Поддубный, получил приказ: выяснить ситуацию в окрестностях села Ашага-Джамин, поскольку от него открывался путь на Саки. На рассвете 13 апреля восемь бойцов построились возле танка, выделенного в качестве транспорта и огневой поддержки.

Старший группы, как положено, сделал перекличку: Магомет Абдулманапов, Пётр Велигин, Михаил Задорожный, Иван Тимошенко, Пётр Иванов, Григорий Захарченко, Александр Симоненко, Василий Ершов. Ребята все свои, надёжные, некоторые знакомы ещё по Сталинграду. Однако на всякий случай уточнил: «Документы, награды все сдали?» – «Всё в порядке, командир. Опосля будем медалями звенеть!» – ответил за всех бедовый Вася. Поддубный улыбнулся и негромко скомандовал: «Лады. Поехали за звёздами!»

Танк двинулся в путь. Командир по привычке засёк время: «Пять часов одна минута».

4-2.jpg

ОБРЕЧЁННЫЕ НА ГИБЕЛЬ

В эту же минуту во дворы Ашага-Джамина начали врываться оккупанты и, размахивая автоматами, выгонять перепуганных жителей на улицу. «Бистро, бистро!» – горланили каратели, загоняя всех в здание школы. Пронёсся слух, что будут составлять списки для угона в Германию. Но когда люди увидели, что солдаты стали подтаскивать к стенам какие-то ящики и крепить к ним электропровода, стало понятно, что фашисты решили напоследок расправиться с мирным населением.

Неожиданное появление советского танка вызвало у фашистов-румын замешательство: они предположили, что на окраину села вышли передовые части Красной армии. Каратели бросились занимать оборонительные позиции, и это спасло жизнь обречённым на смерть селянам: они успели разбежаться.

Когда выяснилось, что танк всего один, на разведчиков налетел свинцовый вихрь. Однако бывалые воины не растерялись, рассредоточились и дружно ответили огнём. Только вот танк, на мощь которого были все надежды, почему-то молчал. Приглядевшись, Поддубный понял, в чём дело: вражеский снаряд повредил пушку, и боевая машина стала безоружной.

Отогнав непрошеных гостей от «лакомства», Николай Иванович достучался до танкистов: «Мужики, разворачивайтесь – и ходу отсюда! А мы прикроем».

4-3.jpg

ТРИДЦАТЬ НА ОДНОГО

Разведчики заняли оборону. Берегли патроны, стреляли только наверняка. Бой девятерых против батальона длился около двух часов. Отразив очередную атаку, бойцы приготовились к рукопашной схватке. В ход пошли приклады, ножи, сапёрные лопатки.

Однако силы были неравны. Озверевшим фашистам нужно было любой ценой получить информацию об основных силах наступающих, и допрос израненных красноармейцев превратился в истязание. Пленных жестоко избивали, кололи штыками, и там, где на выгоревших гимнастёрках виднелись следы от наград, проступали кровавые пятна.

…Когда спустилась ночь, к оврагу, куда румыны швырнули казнённых разведчиков, пришли несколько человек, чтобы тайно, но достойно похоронить мучеников. Но каково же было удивление, когда из груды изуродованных тел раздался тихий стон. Женщины ахнули: «Господи! Кажись, там есть живой!»

4-4.jpg

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ

Врач сокрушённо вздохнул: «Десять пулевых и столько же колотых ран, перебитые руки и ноги, сломанные рёбра, раздробленная нижняя челюсть… Не жилец». Однако душа воина не спешила оставлять истерзанное тело.

Три дня человек находился между жизнью и смертью. Но воскресным утром солнечный лучик скользнул по восковому лицу – и парень открыл глаза. Пожилая нянечка перекрестилась: «Вот чудо-то какое на Пасху!»

Постепенно возвращалось сознание. Попросил воды. Назвал себя и вспомнил номер части. Год Вася Ершов мыкался по госпиталям, перенёс полтора десятка операций, встретил на операционном столе своё 25-летие. Медики сумели вернуть солдатика к нормальной жизни: больничную палату гвардии рядовой покинул вполне уверенно на своих двоих. Об изуродованной челюсти напоминала лишь марлевая повязка. «Придётся тебе носить её постоянно, – напутствовал доктор. – До свадьбы, к сожалению, не заживёт. Но и жениться не помешает!»

А пока хворал, узнал новость. Газета сообщила, что Василий Ершов и восемь его боевых друзей удостоены за тяжкий тот бой и спасение жителей села от смерти звания Героев Советского Союза.

ПОЖЕЛАЙ ИМ УДАЧИ!

Чтобы увековечить память о героях, селяне перенесли останки с местного кладбища на курган, что возвышался на околице. В этой печальной церемонии принимал участие и Василий Ершов. До самой своей кончины в 1971 году Василий Александрович регулярно приезжал в ставшее ему родным село, переименованное в Геройское. Тогда же была заложена прекрасная традиция: каждый уходящий в армию юноша получал вместе с добрыми напутствиями маленький мешочек из кумача, в котором была зашита щепоть земли с Кургана Славы.

Спустя много лет холм украсил выразительный памятник. Глядит в небеса выложенная из красного гранита пятиконечная звезда. Её окружают пять мощных стел. На их сторонах, обращённых к захоронению, высечены барельефы героев в момент боя.

Конструкция получилась многозначной. Издали кажется, что вершину кургана венчает христианский крест. А с высоты птичьего полёта эти башнеобразные колонны, соединённые массивным кольцом, неуловимо напоминают древний ритуал воинов: положив руки на плечи друга и став в неразрывный круг, побратимы просят лежащего под спудом родоначальника: «Пожелай нам удачи в бою».

Иван КОВАЛЕНКО, краевед



По теме