О выборе ролей, творческих трудностях и любви к Евпатории: интервью Народного артиста России Евгения Стеблова

О выборе ролей, творческих трудностях и любви к Евпатории: интервью Народного артиста России Евгения Стеблова

Фото: Сергей ХОРОШЕВ
Крымская газета
О выборе ролей, творческих трудностях и любви к Евпатории: интервью Народного артиста России Евгения Стеблова
Пятница, 10 мая - «Крымская газета».

«Я могу не играть!»

Народный артист России Евгений Стеблов рассказал «Крымской газете», как поначалу не узнал себя в скульптурном воплощении своего киногероя и из-за чего согласился на роль в новом фильме Владимира Грамматикова.

«С тех пор я люблю Евпаторию»

– Это как минимум третий ваш приезд в Крым за последние 13 лет. В этот раз поводом стало участие в официальном открытии в Евпатории памятника писателю Борису Балтеру и героям его повести «До свидания, мальчики», одного из которых вы когда-то сыграли. Часто ли приглашают на подобные мероприятия?

– Не так часто. В конце концов, не в каждом городе есть такие энтузиасты, как Яков Фоменко. Божий промысел – он же людьми осуществляется. В данном случае Яков Владимирович – один из тех, кто осуществляет этот промысел. 

Я вообще Крым люблю. Просто психофизика у меня такая: мягкий климат ближе. Я человек верующий, во всём этом вижу промысел Божий и целиком ему доверяюсь. С точки зрения мирской это ведь просто чудо!

– Воплощены ли ваши образы ещё где-либо в мраморе ли, в бронзе, гипсе?

– В этом году народный художник России Александр Максович Шилов изъявил желание написать мой портрет. И полтора месяца водитель маэстро возил меня к нему в мастерскую на сеансы. И теперь этот портрет экспонируется в его галерее, что на Знаменке, у Боровицких ворот. Мне понравилась эта работа. 

– А скульптурным воплощением своего киногероя Володи Белова, выполненным мастером из Севастополя Константином Цихиевым, довольны?

– Не могу сказать, что узнал себя в исходной эскизной работе. В памятнике же воплощён кадр из фильма. Мы все переживали за этот проект. И только когда Крым вернулся в родную гавань, он осуществился. Потому что в 2011 году всё ограничилось закладным камнем на месте будущего памятника.

Жалко, что мои товарищи по картине и Миша Кононов, и Коля Досталь, с которым, кстати, мы открывали закладной камень, не дожили до этого момента. А ведь в 1960-х замечательная повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики», по которой снят фильм, была очень популярной после публикации в журнале «Юность». 

– Чем особенно запомнились евпаторийские съёмки?

– С ними у меня были связаны большие переживания. Тогда я перешёл на второй курс Щукинского училища и очень боялся потерять институт.

Чтобы отправиться в киноэкспедицию для съёмок «До свидания, мальчики», мне пришлось взять академический отпуск. В фильме натуры больше, чем павильонов, в основном снимались в Евпатории. И с тех пор люблю этот город, потому что в нём много пережито и бытовых, и творческих трудностей. На этих съёмках я же первый раз сыграл любовную линию! Притом что в этом отношении ни по-человечески, ни профессионально опытен не был.

С морем на ты

– В один из приездов в Евпаторию вы отмечали здешнюю «особенную, искреннюю атмосферу» и «не утраченную самобытность». По вашим ощущениям, сохраняются ли они спустя 60 лет?

– Я не настолько подробно чувствую нынешнее состояние города. Но мне кажется, что да: здесь сам климат, близость к морю и связанное с ним привычное существование здешних людей не могут не отражаться на их внутреннем мире. И это мне близко.

– Съёмки фильма проходили же ещё в Одессе и Севастополе?

– В Севастополе – подводные. Ещё в Николаеве снимали мои проходы. Потом меня восстановили в училище на моём курсе, что было довольно тяжело. Пришлось сдавать экзамены по общим дисциплинам. К тому же сама экспедиция была довольно тяжёлой.

– Михаил Калик ведь заставлял вас плавать в холодной воде?

– Просто это было необходимо. Мы приехали на два дня в Севастополь, и надо было снять кад-ры, как мы плывём под водой. Она там была действительно очень холодная. А я был не такой хороший пловец, но играть-то нужно было крымского парня, который с морем на ты.

– Вы вспоминали, что главной ролью в фильме обязаны Борису Балтеру.

– Об этом я узнал уже в постсоветские времена. Любой творческий процесс связан с какой-то дискуссией, с каким-то диалогом и развивается через осмысление оппонирующих позиций. Я тогда был молодым артистом.

– Тем не менее снявшимся в картине «Я шагаю по Москве», ставшей впоследствии одним из главных фильмов хрущёвской оттепели…

– Да, но только после «Мальчиков» я понял, что в кино профессионал. Работа была очень сложная. Хотя это совершенно разные роли. На меня свалилась серьёзная любовная тема. Тогда всё это было непросто психологически, я всё думал, что да как, ночи не спал. Была опасность пережать, проявить излишнюю эмоциональность. А в кино лучше дать дочувствовать зрителю.

Насколько вероятным, особенно в свете СВО, представляется вам создание ремейка картины «До свидания, мальчики»?

– Я не очень понимаю смысл этого: надо новое произведение создавать на ту же тему. К чему тиражировать замысел, который уже талантливо осуществлён?.. Я вообще скептически к ремейкам отношусь, поскольку не видел, честно говоря, ни одного удачного.

Так было нужно

– Вы как-то признались: «Лицедейство для меня не более чем инструмент». Инструмент чего?

– Самопознания и познания мира. Это склад моего сознания. Не могу сказать, что без лицедейства жить не могу. Я профессиональный артист и могу без этого существовать. Большинство коллег, особенно женщины, говорят, что не могут не играть. А я не играть могу, потому что тогда пишу или интервью даю (улыбается. – Ред.). 

– То есть вы больше позиционируете себя как писатель?

– У меня вышло две книжки. Редакция «Юности» находится на площади Маяковского, рядом со служебным входом Театра Моссовета, в который я перешёл в 1969 году. И я зашёл туда. Напечататься там в советское время было очень сложно, нужно было массу препятствий преодолеть. В редакции работала пожилая дама, которая мне сказала: «Знаете ли, ваша вещь – не наша. Отнесите её в журнал «Октябрь». И я отнёс свою повесть туда, назвал её «Против кого дружите?». И через три месяца в «Октябре» её опубликовали! Поэтому любое событие я рассматриваю с точки зрения Божиего промысла: значит, так было нужно. Впоследствии она вышла отдельной книгой и пережила четыре издания! Для меня это удивительно. 

Я люблю писать. И однажды вместе с Никитой Михалковым мы даже написали сценарий на военную тему, но он нереализованным остался. Никита – очень активный человек, я более спокойный. И он меня всегда убеждал: «Тебе надо писать». Но я пишу редко, материалом мне служат личные переживания. Хотя, когда пишу, испытываю самое большое удовольствие, потому что наедине с бумагой и ручкой чувствую себя полным хозяином того, что делаю.

– Среди современных драматургов есть те, чьё творчество находит отклик в вашей душе?

– Я не настолько хорошо знаю современную драматургию, чтобы взять на себя смелость судить о ней. Вообще, я никогда не занимался продвижением какой-то пьесы или какого-то сценария, которые бы меня как-то заинтересовали. У меня в этом не было необходимости. Мне предлагали какие-то варианты, и я делал свой выбор. 

– Cудя по вашей фильмографии за последние 10 лет, вы очень избирательно относитесь к предложениям сняться в кино. Последняя ваша работа – роль в фильме Владимира Грамматикова по сценарию Андрея Кончаловского «Смотри на меня».

– Володя – друг и сосед Никиты Михалкова. Его я знаю смолоду, с тех пор как мы с Никитой вместе писали. Впоследствии Володя стал замечательным режиссёром, ведущим в области кино для детей. Но ему это всё нелегко давалось. Помню, как он с трудом поступил во ВГИК. Честно говоря, я даже не мог ему отказать. Да и съёмки не заняли у меня много времени. Поэтому с удовольствием согласился на участие в этой затее.

– А кто ваш герой?

– Это мистическая фигура. С сюжетной точки зрения он как бы случайный персонаж. В то же время такой, который несёт промыслительный смысл (простите за тавтологию).

Справка

Евгений Стеблов (78 лет) – народный артист России. В 1962 году поступил в Щукинское училище, а уже спустя год дебютировал на киноэкране в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». С 1966 года – актёр Московского театра имени Ленинского комсомола, в 1967-1968 годах – Центрального академического театра Советской армии, с 1969-го – Театра имени Моссовета. Режиссёр нескольких спектаклей, автор повести «Возвращение к ненаписанному» (1983), книг «Не я» и «Против кого дружите?». Профессор Российской академии театрального искусства, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.


Беседовал Алексей ВАКУЛЕНКО




По теме