Сложный возраст школьников, ошибки родителей, травля одноклассников и борьба с ней: будни классного руководителя

Сложный возраст школьников, ошибки родителей, травля одноклассников и борьба с ней: будни классного руководителя

Фото: Михаил Гладчук
Крымская газета
Сложный возраст школьников, ошибки родителей, травля одноклассников и борьба с ней: будни классного руководителя
Четверг, 21 сентября - «Крымская газета».

Учительница классная моя

Какой возраст у ребёнка самый сложный, почему выпускники педвузов не спешат устраиваться в школу и что делать, если сын или дочь жалуется на травлю со стороны одноклассников? Обо всём этом мы поговорили с классным руководителем 11-го «Б» класса, заместителем директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Школа-лицей № 17» г. Симферополя Людмилой Артамоновой.

Сложный возраст

– Людмила Александровна, поделитесь наблюдением, какой самый сложный детский возраст?

– 7–8-й классы. В этом возрасте они считают себя достаточно самостоятельными, чтобы принимать решения. Но многое у них ещё не получается, и тогда они проявляют импульсивность и эмоциональность, а нам, учителям, приходится беседовать, мирить, успокаивать.

– Можно ли сказать, что современные дети значительно отличаются от ребят, которые учились 10-20 лет назад?

– Нет, дети всегда одинаковые, любознательные и активные. Другое дело, что, возможно, мы недостаточно мотивируем или нагнетаем обстановку, пугая трудностями. Я часто напоминаю родителям: «Пусть ваш ребёнок с двойками и проблемами, но он всё равно самый любимый. Нужно искать в нём лучшее, за что можно зацепиться. И тогда он будет готов свернуть горы!» Надо признать, понимание этого ко мне пришло только с возрастом.

Могу отметить, что стало больше восприимчивых детей с тонкой душевной организацией. Часто ученики задают сложные вопросы, касающиеся ситуации в зоне СВО. Даже у нас, взрослых, не всегда находятся на них ответы. Поэтому мы стали подключать родителей, являющихся членами различных фондов, и приглашать бойцов, которые возвращаются с фронта.

Геннадий Мопассан и другие

– Вспомните забавный случай, который произошёл в стенах школы.

– Ученик сдавал экзамен по зарубежной литературе. Французского писателя он подписал так: «Геннадий Мопассан». Оказалось, когда он списывал, решил, что Ги де – это сокращение имени Геннадий.

– Появлялось ли у вас желание отказаться от классного руководства?

– Нет! Хотя у нас с детьми, конечно, возникали разногласия. Это хорошо, если ребёнок может отстаивать свою точку зрения. Был такой случай: ко мне как к завучу обратился учитель с жалобой на то, что ребёнок в своём сочинении по повести «Тарас Бульба» оправдал действия Андрия. Работу она оценила на «два», объяснив это тем, что не принято давать герою характеристику, отличную от общепринятой. Но может ли точка зрения, которую ребёнок аргументировал, оцениваться как правильная или неправильная? Здесь речь уже идёт о самостоятельности мышления, что можно только приветствовать.

– Выбираетесь ли вы со своим классом в походы?

– Вспоминая свой первый выпуск, я могу рассказать много историй о том, как мы выходили в парк, пекли картошку на природе, пели у костра… Тогда всё было совсем иначе, родители были спокойны за своих детей. Сегодня выбраться куда-то очень сложно, поэтому ограничиваемся выходами в пределах города: можем посетить выставку, сходить в кинотеатр.

– По каким причинам ребёнок может не любить школу?

– Дети очень загружены. Они видят, что их рабочие дни длиннее, чем у родителей. Приходят в школу к восьми и сидят шесть-семь уроков. Вечером их ждут танцевальные студии, музыкальные школы, секции, кружки, а ночью – выполнение домашних заданий. Конечно, им сложно. Особенно детям, достигающим успехов в спорте. Например, у меня в классе учится Юрий Аветян, победитель первенства Южного федерального округа по боксу, призёр всероссийских чемпионатов. После сборов и соревнований ему приходится догонять одноклассников. Здесь спасибо учителям, которые понимают, поддерживают, идут навстречу, с готовностью объясняя материал после уроков.

Бьёт – значит любит?

– Часто ли школьники испытывают травлю со стороны одноклассников? Как с ней бороться?

– Как завуч я порой наблюдаю, что многим учителям проще переложить решение этой проблемы на родителей. Понимаю, что иногда вывести детей на откровенность непросто. Чтобы вызвать доверие, необходимо обладать авторитетом. Но я убеждена, что начинать нужно именно с разговора с ребёнком. К слову, иногда оказывается, что никакой травли не было, а школьник нафантазировал, чтобы отвлечь внимание от своего проступка.

– Какие ошибки часто совершают родители?

– Одна из главных ошибок – сравнение своего ребёнка с другим. Этого делать нельзя ни в первом, ни в последнем классе. Не стоит устраивать гонку за успехами в учёбе или спорте. На первом родительском собрании мы всегда объясняем: «На первых порах не загружайте ребёнка, дайте ему адаптироваться». Конечно, всем родителям хочется, чтобы их дети разносторонне развивались, но нужно понимать, что ребята по-разному переносят нагрузки.

К сожалению, мы достаточно часто сталкивается с тем, что наказание переходит в семейное насилие. Видим синяки на теле ученика, начинаем выяснять подробности и обнаруживаем, что это результат «воспитания». Иногда после беседы с родителем приходится обращаться в полицию. Встречается и другая крайность: родители всё спускают с рук или чрезмерно опекают, объясняя это тем, что ребёнок им тяжело дался или единственный в семье.

В фонтане молодости

– Какие проблемы отметите в школьном образовании?

– Государство делает очень многое для повышения престижа профессии учителя, но проблема с кадрами остаётся. В нашей школе открыты вакансии учителей математики, русского языка, истории... Молодых специалистов отпугивает не столько зарплата (сейчас им хорошо доплачивают), сколько взаимоотношения с родителями, ответственность перед ними и невозможность приобрести жильё.

– А сколько могут зарабатывать школьные учителя?

– В среднем зарплата варьируется в пределах 30 тысяч рублей в месяц. Учитель с большим стажем может зарабатывать до 40 тысяч рублей.

– Какие плюсы и минусы отмечаете в своей профессии?

– Мы находимся в атмосфере молодости, позитива, детских улыбок. А главный минус профессии – загруженность. Учителю необходимо постоянно искать инновационные подходы к обучению и интересные задания, способные увлечь ребёнка. 

Часто ученики задают сложные вопросы. Даже у нас, взрослых, не всегда находятся на них ответы.21-09.png

Диана МАСЛОВА

 




По теме